Одной из важнейших тем современной социальной психологии является потребительское поведение взрослых. Потребительское поведение взрослых тесно связанно с их отношением к деньгам и часто его определяет. Однако люди начинают покупать, обращаться с деньгами уже в юном возрасте, поэтому, можно сказать, что определенная база потребительского поведения закладывается еще в детстве. Большое внимание потребительскому поведению взрослых уделяют такие науки как экономика и социология. Но в данный момент существует мало работ, посвященных потребительскому поведению детей. Данное исследование проводилось для изучения формирования потребительской социализации, ее наиболее активный период. Кроме того, известно, что взрослые покупатели склонны к лояльности маркам, которые они привыкли покупать в детстве. Таким образом, изучение потребительской социализации в детском возрасте поможет понять механизмы выбора товара не только детей, но и взрослых. Социализация – это процесс, посредством которого люди усваивают правила поведения, а также системы убеждений и установок, позволяющих индивиду успешно действовать в качестве члена общества. Потребительская социализация – это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей.
В исследовании были выдвинуты следующие задачи:
1) Выделить возрасты потребительской социализации
2) Описать, происходящие в каждом возрасте процессы
3) Определить агенты влияния в каждом возрасте
4) Оценить влияние удачных и неудачных покупок на социализацию
Подвергались проверке две гипотезы:
1) Потребительская социализация – часть общего процесса социализации, проходит те же стадии и институты социализации, подвержена тем же факторам.
2) В процессе потребительской социализации происходит накопление потребительского опыта и расширение потребительского репертуара. Предметом исследования, представленного в данной работе, являются стадии, этапы, институты, а также факторы потребительской социализации. Объектом данного исследования является потребительская социализация.
Исследование было проведено с помощью метода фокус-групп, поскольку нам было важно изучить все возможное содержание процессов, факторов и агентов социализации, получить максимальный спектр мнений. Было проведено три фокус-группы.
1) Для изучения этапов и стадий социализации были проведены следующие методики: «направленные мечты», «коллаж», «направленная дискуссия».
2) Для выделения институтов и факторов, влияющих на потребительскую социализацию - методики «направленная дискуссия» и «mapping».
Итак, результаты нашего исследования показали, что
1) Потребительская социализация является частью общего процесса социализации, в ней выделяются те же возраста. В данных возрастах влияют те же факторы, что и в процессе общей социализации.
2) Мы выделили 4 этапа потребительской социализации.
Младший школьный возраст (7-10 лет). Ребенок живет, опекаемый родителями, они обеспечивают его всем необходимым, поэтому такое большое значение имеют родители для потребительского выбора ребенка, являются для него авторитетом. Ребенок тратит небольшие деньги на покупки сладостей. Некоторые дети уже с младшего школьного возраста начинают копить деньги.
Первый период отрочества (11-13 лет). Ребенок делает свои первые попытки самостоятельных покупок, поскольку ему еще трудно разобраться со всем ассортиментом, он прислушивается к мнению родителей и друзей. Родители в данном возрасте продолжают обеспечивать ребенка всем необходимым. Второй период отрочества (14-16 лет). Для подростка особо важным является мнение окружающих его сверстников. Одним из способов добиться их расположения является совершение определенных покупок, имеющих значение в данном возрасте, поэтому для подростка наиболее значимыми мнениями являются мнения друзей. Подростки на данном этапе покупают продукты, которые имеют определенный социальный статус. Однако существует еще и реальность, т.е. ограниченность подростка в средствах. Он при совершении покупок начинает опираться и на собственное мнение. Также многие в данном возрасте пытаются начинать самостоятельно зарабатывать, чтобы не испытывать дискомфорта, прося деньги у родителей. Родители уже больше дают денег на самостоятельные покупки, а сами могут покупать подросткам предметы первой необходимости, могут совершать дорогие покупки для подростков, учитывая их мнение.
Характеристика памяти как компонента
познавательной деятельности
Память
- способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с ...
Разрешение конфликтов: арбитраж
Практика "арбитража", когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Арбитраж – это не только государственная или официальная практика, но и возможный алгоритм действий при разрешении отдельных видов интерперсональных конфликтов.
Модел ...
Основные признаки детского аутизма
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме. Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие ...