Методологические принципы изучения психической реальности :
1. (философия) :
любое изучаемое явление необходимо рассматривать как изменчивое, ставшее, имеющее историю своего развития (историзма и детерминизма)
2. (общенаучные принципы):
· Принцип системности - любое изучаемое психологическое явление - система, (система - многое, мыслимое как целое со всей структурой, иерархией, внутренней организацией)
· Принцип деятельности (любой психологический факт, любое психологическое явление есть результат превращенной формы деятельности субъекта. Деятельность, в отличие от активности, всегда имеет свой предмет, то, на что она направлена)
· Ведущий принцип современной психологии - единства (не тождества) сознания и деятельности.
· Личностный принцип :все психические процессы - принадлежность личности (личности , а не сознания)
Читать дополнительно: журнал «вопросы психологии» №3/97 г.(о методологических проблемах современной психологии)
Вопрос 3. Методы исследования в психологии
методы научных исследований
- это те приемы м средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Валидность методов -
качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Надежность методов -
качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное или многократном использовании данного метода.
явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы самых различных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Методы изучения психологических явлений
(по ананьеву б.г. « о проблемах современного человекознания» )
1.
Организационные методы :
· Лонгитюд - изучение явления на протяжении того или иного времени
· Метод поперечных срезов
· Смешанный метод.
2. Методы сбора первичных данных
Основной метод вариант основного метода
Наблюдение внешнее (наблюдение со стороны)
внутреннее (самонаблюдение)
свободное, стандартизированное
_ включенное, стороннее
Опрос устный, письменный
свободный , стандартизированный _
Тесты тест - опросник, тест - задание,
_ проективный тест _
Эксперимент естественный, лабораторный _
Моделирование математическое, логическое
техническое, кибернетическое _
Наблюдение
имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение
- это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение
или самонаблюдение
применяется тогда, когда психолог - исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение
Какие выделяют виды общения?
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, ...
Методика диагностики интеллекта и креативности
Ключевым событием последнего времени стало обсуждение преимуществ и ограничений психометрических тестов в 2009 г. в одном из основных психологических изданий. Как результаты, так и сам факт возникновения дискуссии свидетельствуют о возрождающемся интересе ученых к проблемам психометрического измерения способностей и возможности использо ...
Общая характеристика процессов памяти
Память
– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознан ...