Лечение больных с алкогольной зависимостью представляет собой сложный и многогранный процесс, а получение эффективного результата при оказании медицинской помощи зависит от множества причин.
Среди них важную роль играет мотивация на лечение. П. Андерсон (1995), проводя анализ психологического состояния больных с алкогольной зависимостью, обращает внимание на сложную структуру мотивационной сферы личности. Б.С. Братусь (1974) установил, что она искажается в процессе развития патологической зависимости от алкоголя.
По мнению Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского (2004) мотивация к лечению играет центральную роль в решении проблем, связанных с алкогольной зависимостью.
Нами было предпринято исследование структуры и уровня мотивации на лечение женщин, зависимых от алкоголя (ЖЗА).
Теоретической основой для определения уровня мотивации на лечение была "модель изменения поведения по стадиям" J. Prochaska и C.С. DiClemente, а методикой измерения - "Шкала оценки изменений поведения в процессе лечения университета Род-Айленд" (URICA) E. A. McConnaughy, J. O. Prochaska, W. F. Velicer в модификации В.М. Ялтонского.
При подборе методик для исследования структуры мотивации на лечение мы опирались на системную модель процесса мотивации деятельности достижения Т.О. Гордеевой.
В ней описываются основные составляющие мотивационного процесса, регулирующего достижение результата. Они объединены в 4 блока: ценностно-целевой, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Исходя из этой модели, выбраны следующие методики, направленные на изучение структуры мотивации на лечение.
1). "Смысло-жизненные ориентации" Д.А. Леонтьева и субшкала "Цели лечения" шкалы "Самоэффективность воздержания от употребления алкоголя" в адаптации В.М. Ялтонского (ценностно-целевой блок).
2). "Опросник общей самоэффективности" Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В. Ромека, шкала "Самоэффективность воздержания от употребления алкоголя" в адаптации В.М. Ялтонского и шкала "Готовность к изменению поведения и стремления к лечению" W. R. Мiller и J. S. Tonigan в адаптации В.М. Ялтонского (когнитивный блок).
3). "Интегративный тест тревожности" А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана и Б.В. Иовлева (эмоционального блок).
4). "Опросник путей совладания" Р.С. Лазаруса и С. Фолькман в адаптации Т.Л. Крюковой.
Были обследованы 70 женщин в возрасте от 20 до 55 лет (средний возраст - 41,12±4,72 года) со второй (средней) клинической стадией зависимости от алкоголя, псевдозапойная форма, среднепрогредиентное течечение (F41.02 по МКБ-10), проходящие лечение в ГУЗ "НКБ№ 17" ДЗ г. Москвы.
Обследование проводилось на 12-16 сутки лечения после купирования синдрома отмены. Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS for Microsoft Windows, version 15.0.
В результате статистической обработки выборка разделилась на 3 подгруппы (по URICA).
В первую подгруппу вошли 18 ЖСА (25,71%), находящихся на стадии изменения поведения "Предразмышления". В ходе корреляционного анализа с использованием критерия ρ Спирмена (анализ распределений по критерию Z Колмогорова-Смирнова показал их отличность от нормального), были выявлены высокозначимые корреляции (p<0,01) с показателями по методикам на исследование структуры мотивации.
Описание ситуации моего внутриличностного конфликта.
Весной прошлого года я получила водительские права, потому что очень хотела водить машину. Это желание подстёгивало ещё то, что у моего дедушки она была. И эта машина стояла просто так уже более двух лет. Наверно, возымело влияние ещё то, что близкая подруга тоже незадолго до этого приобрела себе машину. Вообще хотелось больше независим ...
Исследования причин выгорания
По С. Maslach и М. Leiter, выгорание есть продукт взаимодействия личностных и ситуационных факторов, то есть результат несоответствия между личностью и работой. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. В опроснике К. Маслач выгорание операционализир ...
Актуальные проблемы психолого-педагогической
диагностики
Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение п ...