Актуальность темы исследования эмоционального выгорания (ЭВ) у средних медработников связана с несколькими аспектами:
1) медсестра общается с пациентами больше остальных медработников, именно от нее в большей степени зависит создание т.н. «терапевтической среды»;
2) с проблемой сохранения психического и физического здоровья медсестер – в связи с этим необходимо учесть влияние на психику специфических особенностей их деятельности;
3) с задачами психологической коррекции и реабилитации среднего медицинского персонала. Основная часть исследований феномена ЭВ в медицине посвящена профессиональному стрессу в условиях врачебной деятельности, а специфика трудовой деятельности медсестры практически не отражена.
Нами не обнаружено публикаций, посвященных проблеме психокоррекции ЭВ у средних медработников. Специфические особенности трудовой деятельности, вызывающие стрессовое напряжение и приводящие к социаль-ной дезадаптации медсестер, таковы: постоянная необходимость поддерживать внешний и внутренний контроль; минимум прав при высокой ответственности, отсутствие творческого поиска (все медицинские назначения делает врач, а медсестра должна выполнять, даже если сознает их ошибочность); психологически трудный контингент (тяжелые, умирающие больные), с которым постоянно приходится общаться; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Последняя определяется: конфликтностью в системах «руководитель-подчиненный» и «коллега-коллега», перегрузкой и посменным графиком работы.
Новизна исследования заключается в том, что впервые исследуются изменения соматогнозиса при ЭВ и предлагается авторская программа коррекции симптомов эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Согласно концепции В. Райха, психологические проблемы личности вызывают специфические телесные «блоки» и перцептивные искажения. Чем острее психологические проблемы личности, тем искажения более выражены.
На первом этапе исследования были обследованы 32 медицинские сестры городской больницы №9 г. Москвы, чей стаж работы превышал 5 лет. Возраст испытуемых – от 25 до 37 лет, среднее специальное образование, все – женщины. Испытуемые работают в трех различных отделениях, все с режимом работы «сутки через три выходных». При этом использовались следующие методики: САН, опросник «отношение к деятельности» В. Каппони и Т. Новак, методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда и диагностики уровня ЭВ В.В. Бойко, измерения уровня тревожности Тейлора (вариант В. Норакидзе), методика «замеры Фельденкрайза», позволяющая выявить когнитивные искажения при самовосприятии.
По данным методики В.В. Бойко, у 29 испытуемых из 32 (90, 6%) сложились или складываются фазы ЭВ. Нами впервые выявлено: одним из главных последствий профессионального дистресса у медицинских сестер является специфическое искажение восприятия размеров таких частей тела, как рука и голова (достоверное увеличение), что может трактоваться с психоаналитических позиций, как стремление отодвинуть контакт с внешним миром и самоутвердиться за счет пациентов;
– одной из главных детерминант СЭВ является постоянный эмоциональный дискомфорт. Настроение ниже среднего, по данным самооценки – у 87,6% выборки,
– у 47% обследованных объективно высокий уровень тревоги (тест Тейлора), 34,4% имеют тенденцию к высокому уровню тревоги,
– тест Бойко дает сложившийся симптом «тревоги и депрессии» у 59,4% испытуемых,
– повышенное стремление доминировать, выраженное у 34,4% испытуемых, может быть одной из причин эмоционального дискомфорта (т. к. не соответствует характеру деятельности медицинской сестры, предполагающем точное выполнение врачебных предписаний).
Выявлены наиболее значимые факторы, снижающие фрустрационную толерантность, и являющиеся «мишенями» психокоррекции. Таковыми являются: тревога, эмоциональное напряжение и депрессия. Другой важной целью психокоррекции стало расширение и повышение реалистичности чувственного осознавания. На основании результатов первого этапа исследования разработаны рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания работников и программа их реабилитации. Затем в течение 2,5 месяцев нами проводилась психокоррекция синдрома ЭВ у 11 медицинских сестер – как в группе, так и индивидуально, что было связано с рядом организационных трудностей (сменный характер работы членов группы, поиск помещения для работы и т.д.). Для доказательства достоверности изменений при повторном обследовании использовался Т-критерий Вилкоксона.
Место курса в профессиональной подготовке.
Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентн ...
Способы самоактуализации
Анализируя концепцию самоактуализации К Роджерса Мадди С. отмечает , что для понимания максимально возможной самореализации очень важно осознать, что в то время, как врожденные потенциальные возможности генетически детерминированы, Я-концепция детерминирована социально. Это позволяет представить себе различия между двумя совокупностями ...
О пользе умения слушать
Если представить, что собеседник слушает меня в гробовой тишине, отведя в сторону глаза. То моим первым желанием будет немедленно прервать разговор. Так же можно подумать, что я выбрала неподходящее время и отвлекаю человека, занятого своими мыслями. Между тем вполне возможно, что он меня внимательно слушал, но в привычной для него мане ...