Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.
Юноша меньше стремится к покровительству, чем к господству, меньше к замещению собой других, чем к обладанию. В сознании вновь возникают проблемы, но они не разрешаются в одиночестве, ребенок стремится к тому, чтобы разделить их с другими, найти для них выражение в тех чертах, которые представляются участникам одновременно очевидными и загадочными. Юноша уже не пытается замаскировать свои внутренние желания: он проецирует себя в вещи, в природу, в судьбу. И все это обретает вид тайны, которую необходимо раскрыть. Объект его познания уже не только конкретный и индивидуальный, но метафизический и всеобщий.
Теперь оказывается, что личность как бы выходит за пределы самой себя. Личность пытается найти свое значение и оправдание в различных общественных отношениях, которые она должна принять и в которых она кажется незначительной. Она сравнивает значимость этих отношений и измеряет себя ими.
В раннем юношеском возрасте проблема самооценки исключительно актуальна в связи с усиливающимся стремлением к самовоспитанию и формирующимся самосознанием. С развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию". Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Мечта- процесс создания образов желаемого будущего. Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей подростка, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков юноши, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.
Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют подростка, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.
Этнические грани личности
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера, - это продукт определённых ...
Онтогенез личности
На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Именно на этом пути ...
Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Л.С. Выготский и Т. Бауэр – представители разных теоретических направлений. Л.С. Выготский – это автор культурно-исторической парадигмы, которую еще называют социально-когнитивной теорией. Т. Бауэр же относится к представителям когнитивных психологов, так называемых структуралистов. Безусловно, идеи двух авторов, стоящих на разных позиц ...