В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преобразующее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но он может банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием. Есть, далее, основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения являются различием тех образов, которыми оперирует воображение.
Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустотой « мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслонится от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Специализация различных видов воображения является не только предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.
Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Диагностика опосредствованной памяти
Автор:
Апробация:
Цель: диагностика опосредствованной памяти.
Стимульный материал: лист бумаги и ручка (карандаш).
Проведение обследования: Пред началом обследования ребёнку даётся инструкция: "Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги ...
Определение, цели и задачи специальной психологии
Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психо ...
Ритмы профессиональной деятельности государственных служащих
В рамках проведения исследования роли временного фактора в организации профессиональной деятельности гражданских служащих применялись следующие методы: изучение нормативной документации (нормативных правовых актов, регулирующих деятельность служащих), наблюдение, структурированное интервью. В исследовании приняло участие 28 гражданских ...