Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотивы. При этом ситуативное развертывание мотивации предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, настройку как на предстоящую учебную деятельность вообще, так и на ближайший ее компонент.
Никакая деятельность не начинается «с пустого места» (А.С. Прангишвили) – учение не может быть исключением. Готовность к деятельности – это предпосылка и условие возникновения учения, обеспечивающая стабильность ее процесса и продуктивность.
Обеспечению готовности учащегося к школе посвящено много исследований, однако до сих пор не изучены механизмы становления полноценной готовности учащегося непосредственно к предстоящим занятиям. Наше исследование, проводимое с использованием методологии системного и деятельностного подхода, должно выявить эти механизмы. К настоящему времени имеются реальные возможности разработки данной проблемы. При этом особое эвристическое значение имеет использование модели структуры человеческой деятельности вообще и структуры учебной деятельности в частности.
Мы провели теоретический анализ основных психолого-педагогических работ, который подтвердил неразработанность данной проблемы.
Готовность к деятельности вообще рассматривается в основном с точки зрения обеспечения ее эффективности. При ее исследовании используются различные понятия, однако большинство авторов (Н.Д.Левитов, А.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко) выделяют две ее формы – ситуативную и долговременную.
Мы понимаем долговременную готовность как относительно устойчивые свойства, характеристики, качества человека, обусловливающие возможность включения его в деятельность и ее успешное выполнение; кратковременную же готовность – как состояние психофизиологической сферы человека, предшествующее деятельности и определяющее возможность ее возникновения и ее успешность. Мы также используем понятие установки. Согласно Д.Н. Узнадзе, это особое целостное динамическое состояние субъекта, готовность, обусловливаемая актуальной потребностью субъекта и адекватной объективной ситуацией. Это состояние предшествует деятельности и объединяет в себе все необходимые условия ее возникновения, протекания и завершения.
Вопросы кратковременной готовности к учебным занятиям затрагивались многими авторами. С.Л. Рубинштейн указывал, что учащийся должен по-настоящему включиться в работу. А.К. Маркова подчеркивает, что учебная деятельность полноценно развертывается по достижении готовности к включению в нее, на основе использования «старых» мотивов. По М.В. Матюхиной, фактором внутренней подготовленности ученика к занятиям является намерение. Т.В. Габай рассматривает состояние готовности учащегося к занятиям как продукт ориентировочных компонентов актов собственно учения.
Мы предполагаем, что существует следующая система психолого-педагогических условий создания готовности к занятиям. Прежде всего, учащийся должен располагать «долговременной готовностью», т.е. субъектом и предметом учения. Первый это, прежде всего, структуры в учащемся, обеспечивающие саму возможность учения; второй – предметно-специфические знания и умения, содержание которых отвечает тем, что подлежат усвоению. К приходу учащегося надо создать все условия, находящиеся вне его, – учебный материал, или основное средство учения, и внешние условия учения. Далее, нужно устранить посторонние актуальные установки и факторы, способствующие их появлению по ходу учения. Вслед за этим обеспечивается кратковременный отдых, сменяющийся состоянием бодрости. Затем актуализируется ранее сформированная мотивация путем установления смыслового отношения ее к теме занятия. Наконец, учащийся должен иметь промежуток времени для осуществления ориентировки в ситуации учения. При отсутствии каких-либо звеньев исходных условий производятся попытки их формирования или компенсации.
Такая организация начального звена усвоения должна обеспечить создание ситуативной готовности к нему, что положительно отразится на его ходе и результатах.
Я как субъект общения с точки зрения типологии К.
Юнга.
С точки зрения типологии К.Юнга, в содержание системы «Я» входят психические процессы апперитации (это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов от предшествующего опыта), чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечения.
Все эти процессы задействованы в практике делового общения. Ос ...
Типы информации и средства коммуникации
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,
может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и т.д. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательны ...
Структура ночного сна человека
Сон - физиологическое состояние человека и животных, характеризующееся обездвиженностью и почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения. Состояние сна наступает периодически в соответствии с внутрисуточным биоритмом активности-покоя.
Естественный сон включает два состояния (фазы), так же отличных друг от друга, как и от бодрс ...