Мы предполагаем, что болезнь как потенциально критическая жизненная ситуация изменяет структуру времени жизненного пути личности; в ситуации ХСЗ происходит интенсивное осмысление жизни, оценка пройденного этапа, определение роли самого субъекта в реализации жизненного пути; временная перспектива сужается, как правило, человек ориентирован в большей степени на настоящий момент и прошлое и в меньшей степени на будущее. Целью данного исследования стало изучение особенностей временной перспективы у больных ХСЗ в сравнении с особенностями временной перспективы у людей, находящихся в обычных условиях жизни (здоровых испытуемых).
В исследовании приняло 127 пациентов гастроэнтерологического и кардиологического отделений городской больницы №3 города Курска, средний возраст 42 года, разброс от 20 до 53 лет. 60 испытуемых – люди, не находящиеся в каких либо особых жизненных ситуациях и не предъявляющих жалобы на состояние здоровья, жители г. Курска. Отбор производился условно случайно. Средний возраст 39,9 лет, разброс от 22 до 59 лет. Статистически значимые различия по возрасту (критерий U Манна-Уитни) между группами обнаружены не были (р = 0,279). Исследование проводилось в 2006-2007 гг. Для изучения собственно временной перспективы мы использовали процедуру «Линия жизни», временных установок – «Шкалу временных установок» (Нюттена и Ленса), временных ориентаций – «Опросник Ф. Зимбардо по временной перспективе» (в адаптации А. Сырцовой), для изучения смысловой сферы – методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), а так же тест «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой. В исследовании использовался статистический пакет STATISTICA 6.0.: анализ средних тенденций с учетом распределения и изменчивости признака, непараметрический критерий для двух несвязанных выборок U Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции R Спирмена. В результате отмечаются значимые различия между выборками здоровых (З) и больных (Б) испытуемых по ряду параметров: 1) более высокие показатели точки настоящего у здоровых(ЗМ=2,9, БМ=-0,77, p=0,0), т.е. здоровые люди в среднем гораздо более позитивно оценивают свой этап жизненного пути; 2) более высокие показатели «позитивное прошлое» у здоровых (ЗМ=3,82, БМ=3,41, p=0,0), т.е. наличие ситуации ХСЗ в настоящем способствует более негативному переживанию прошлого; 3) более высокие показатели «фаталистическое настоящее» у больных людей (ЗМ=3,09, БМ=3,39, p=0,01), что свидетельствует о фаталистическом, беспомощном и безнадежном отношении больных к будущему и жизни; 4) данный факт подтверждается значимыми различиями в показателях «установка на настоящее» (по методике Нюттена и Ленса): в группе Б установка на настоящее в среднем носит нейтральный характер, в то время как в группе З она позитивна (ЗМ=4,69, БМ=3,89, p=0,0). В результате корреляционного анализа внутри групп выявлено: в группе З обнаружены значимые связи насыщенности временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Процессом жизни, Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь» (R=0,34, p=0,007; R=0,34, p=0,007; R=0,28, p=0,02; R=0,31, p=0,01 соотв.), протяженности временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Процессом жизни, Результатом жизни, Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь»(R=0,36, p=0,003; R=0,38, p=0,003; R=0,33, p=0,008; R=0,34, p=0,06; R=0,31, p= 0,01 соотв.); в группе Б значимо коррелируют насыщенность временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Локусом контроля «Я»(R=0,22, p=0,01; R=0,19, p=0,02), протяженность временной перспективы с Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь» (R=0,18, p=0,03; R=0,18, p=0,03), а так же оценка настоящего момента и локуса контроля (здоровье) (R=-0,23, p=0,007), т.е. чем лучше человек переживает свой настоящий момент, тем он менее контролирует, несет ответственность за свое здоровье. В группе З связь между показателями временной перспективы и смысловой сферы более полная и отражает состояние смысловой сферы как прямо, так и косвенно; в группе Б имеют место связи с косвенными показателями смысловой сферы и их гораздо меньше.
Влияние игровых задач на творчество детей.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх ...
Объект и методы психодиагностики межличностных отношений
В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой работы. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в ...
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное?
а) активно воздействует на среду - психическое отражение;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия - зеркальное отражение;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности - психичес ...