Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеха нужны врожденные дарования?
Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности.
Специальные исследования и практика показывают, что главное в развитии способностей руководителя - его деятельность и стремление к самосовершенствованию. Профессиональные способности - это интегральное качество, синтез отдельных способностей.
Экспрессивные способности - умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощью слова, мимики и пантомимы.
Персептивные способности, то есть способности к восприятию внутреннего мира подчиненных, умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствовать психическое состояние работника в каждый отдельный момент. Основа перцепции, таким образом, в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовности формировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие его внутренний мир.
Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на подчиненных. Авторитет руководителя зависит от блестящего знания им своего дела, общей эрудиции, культуры поведения, такта, любви к своему делу, серьезного отношения к работе, уважения к подчиненным.
Авторитет руководителя не вечен, он может укрепляться или, утрачивать свою силу.
Коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с подчиненными, а в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Немаловажную роль играет искренность в отношениях с людьми. В то же время искренность не должна переходить в панибратство, не должна допускать покровительственных проявлений.
Организаторские способности - предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие.
Организаторские способности проявляются в умении дать каждому подчиненному посильное задание, создать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способности формируются быстрее всех других, но с увеличением стажа работы и приобретенного опыта ослабевают. Для их становления важно выработать у себя привычку к систематическому анализу и к дальнейшему исправлению допущенных ошибок, просчетов.
Конструктивные способности - это способности, позволяющие проектировать будущее подчиненных, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать способности сотрудников и заботиться об их развитии.
Мажорные способности - это оптимизм и юмор руководителя, помогающие активизировать трудовой процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.
Все перечисленные способности - индивидуально-психические качества, неотъемлемой составной частью входящие в модель «идеального управляющего» - находятся в тесной взаимосвязи. Отсутствие какой-либо из них затрудняет работу руководителя. В то же время изучение проблемы показывает, что нередко та или иная слабо развитая способность компенсируется другой.
Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы
В настоящее время вопросы, поднимаемые психологией, выходят на особое место по своей социальной значимости, общественному интересу, притягательности для молодежи. Традиционно психология считается «главной» областью человекознания. Лавинообразный поток научно-популярной психологической литературы заполняет полки книжных магазинов. И вмес ...
Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности
В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Это строго закономерный процесс, определяемый особенностями нашей деятельности. К ...
ТЕСТ: “Проверка степени развития силы воли”
На вопросы следует отвечать: Да, Нет, Не знаю, Иногда.
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе не интересна, не зависимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что то неприятное те ...