Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данным СМИ.
Как это происходит и к каким последствиям приводит, мы рассмотрим подробнее в контексте теории о системе ценностных ориентаций и теории когнитивного диссонанса.
Способности мышления, памяти, фантазии, представления могут обслуживать деятельность, направляемую любой ценностной ориентацией, которой располагает личность. Знания организованы в систему, которая в основных своих принципах интерсубъективна и не зависит от системы ее ценностных ориентаций.
И тем не менее направленность и содержание всех психический процессов, вплоть до самых высших, регулируется ценностными ориентациями.
Это проявляется, в частности, в том, что психические функции работают с различной эффективностью, знания оказываются неодинаково легко воспроизводимыми в зависимости от того, насколько интенсивны ценностные ориентации, стимулирующие деятельность.
То же самое касается восприятия информации, получаемой от СМИ. Если она соприкасается с имеющимися в сознании личности ценностными ориентациями, то и воспринимать эту информацию личность будет эффективнее и с большим желанием.
На различных уровнях организации личности ценностные ориентации могут выполнять пять основных функций: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и функцию внутренней координации.
Экспрессивная функция выражает динамический, активный аспект ценностных ориентаций, способствует самоутверждению и самовыражению личности в данной культурной среде. Абрахам Маслоу назвал бы эту функцию самоактуализацией, что является высшей потребностью по его теории.
Следовательно, к этой ценности СМИ подступиться не так просто, потому что до самоактуализации доходят далеко не все индивиды, а лишь те, кто прошел предыдущие ступени (безопасность, потребность в пище, в социализации, в уважении).
Но все же и это им удается, если они предлагают читателям, зрителям или слушателям конкретные виды деятельности, приводящие к определенной цели. В этом случае воспринимающая сторона пробуя себя в предлагаемом деле, перенимает скрытые ценностные ориентации, заложенные в нем.
Адаптивная функция соответствует приспособительному аспекту деятельности. Приспособленность в данном случае не следует понимать как приспособленчество.
Каждое общество вырабатывает свои способы удовлетворения потребностей, свои нормы деятельности, свой особенный ритм жизни. Если эти способы и нормы закреплены в характере человека, в интернализованной им роли, он чувствует себя свободно, не сомневается и не колеблется при принятии решений.
Ценностные ориентации способствуют здесь и оптимизации поведения. И это означает, что СМИ, утверждая в своих материалах ценности определенной аудитории, получают возможность управлять поведением этой аудитории.
Функция защиты состоит в защите личности и отдельных ее компонентов от чрезмерного напряжения.
Личность - открытая система. Непрерывно поступающая информация извне производит в ней изменения. Эти изменения не должны приводить к дезинтеграции личности.
Поэтому человек обычно воспринимает информацию лишь в той степени, в какой это не противоречит его основным убеждениям, не подрывает сложившихся установок деятельности. Ценностные ориентации как бы "прощупывают" поступающую информацию еще до ее детального восприятия.
Такой фильтр позволяет личности пропускать информацию, укрепляющую его жизненные позиции и блокировать восприятие информации, разрушающей его мнение о себе, мешающей ему жить и мыслить привычным для него образом.
Здесь уместно говорить о теории когнитивного диссонанса. СМИ использует в этом случае прием декларации определенных свойственных данной аудитории когниций, чтобы не "спугнуть" эту аудиторию.
Но личность не только оберегает себя от вредной информации, но и активно ищет информацию, необходимую ей для деятельности, для поддержания внутренней целостности, для достройки и укрепления внутренних "уязвимых" мест.
С этим связана познавательная функция ценностных ориентаций, которые направляют умственные интересы на определенные объекты, поддерживают высокий уровень внимания на протяжении всего процесса исследования, обеспечивают запоминание важной информации. Такую "важную" информацию и предоставляет СМИ с целью овладения вниманием ищущих эту информацию личностей.
Последняя функция состоит в координации внутренней психической жизни, в частности эмоционально-волевой сферы личности. Психические процессы должны гармонировать друг с другом, согласовываться во времени и условиях деятельности.
Некоторые точки во времени и пространстве, некоторые моменты деятельности оказываются связанными с системой ценностных ориентаций, благодаря чему именно в них достигаются наиболее высокий уровень умственной активности и мобилизация сил всего организма. Таким образом, ценностные ориентации образуют интегративную систему личности.
Основные причины стрессовых ситуаций
Причины, вызывающие стрессовые нарушения очень разнообразны и охватывают множество различных ситуаций.
Например, особенности наиболее тяжелого стрессового нарушения, как травматические стрессовые нарушения – это может быть причиной угрозы физическому здоровью человека, угроза жизни близкого, угроза как физическому, таки образу «Я», то ...
Факторы межличностных конфликтов
Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний. ...
Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. ...