Половая социализация рассматривается как процесс формирования сознания половой идентичности, благодаря которому человек включается в существующую в данном обществе систему половой дифференциации. Это активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения.
Одной из составляющих половой социализации является развитие либидо, проходящее три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную.
На платонической стадии развития либидо (как правило, у детей 7-10 лет) формируется стереотип полоролевого поведения. Прохождение через эротическую стадию подростками 14-16 лет способствует формированию у них психосексуальных ориентаций.
И к моменту, когда молодой человек в течение как минимум одного года живет стабильной половой жизнью, можно констатировать его переход на сексуальную стадию развития либидо.
Традиционно для патриархальных сообществ половая социализация исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка, т.е. мальчикам соответствовала маскулинная модель, девочкам - фемининная. Типично мужскими чертами считались такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. Типично женскими - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию.
Полоролевое развитие в современной России, как отмечают многие исследователи, имеет тенденцию к инверсионному типу.
В качестве причин называются последствия сексуальной революции, амбивалентность информационной среды, кризис традиционной семьи и, в том числе, кризис о представлении гендерной роли.
Игнорирование специфических психологических особенностей личности как представителя определенного пола во взаимосвязи с его полоролевыми установками неправомерно - сформированные на основе определенного уровня развития личности половые особенности в свою очередь оказывают существенное влияние на ее дальнейшее развитие, во многом определяя содержание и структуру мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок, самосознания.
Исходя из этого, дальнейшее изучение изменений взаимосвязей полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации актуально и своевременно.
В первую очередь анализу подвергались средние значения и процентное соотношение результатов диагностики во всех группах. Оказалось, что установка на полоролевое поведение девочек, девочек - подростков и девушек в большинстве случаев соответствует их половой принадлежности, причем отмечена тенденция к возрастанию показателя "фемининность" к сексуальной стадии развития либидо (60%, 80% и 90% соответственно).
Это может свидетельствовать о развитии женского самосознания, формировании позитивного образа "женского" у современных девушек. У респондентов мужского пола распределение показателя "маскулинность" по стадиям развития либидо несколько иное - 60%, 70%, 60% (для мальчиков, подростков, юношей соответственно). В данном случае можно предполагать, что образ "мужского" несколько размыт и "разбавлен" характеристиками андрогинности.
На втором этапе проводился сравнительный анализ количественных данных полоролевых и психологических свойств личности в группах девочек, девочек - подростков, девушек и мальчиков, подростков, юношей.
Достоверные различия полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации обнаружены не были. Подобный факт свидетельствует об устойчивости психологической составляющей психической индивидуальности испытуемых, ее способности быть стабильной.
Третий этап был посвящен выяснению взаимосвязей полоролевых и психологических свойств личности и их изменений на разных этапах развития либидо.
Корреляционные структуры исследуемых выборок заметно не различались количеством взаимосвязей исследуемых показателей. Однако характер взаимосвязей в каждой группе в зависимости от стадии развития либидо менялся. Неизменным для всех выборок оставался только один из системообразующих элементов - показатель "фемининность - маскулинность".
Рассмотрение отдельных взаимосвязей показателей в каждой выборке позволило обнаружить их изменения и соответствие традиционным представлениям о "мужском" и "женском". Например, мальчиков на платонической стадии можно охарактеризовать, как открытых, общительных, естественных, готовых к сотрудничеству, легко приспособляемых, эмоционально устойчивых, застенчивых, неуверенных в своих силах.
Блоки психокоррекционного комплекса
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
• диагностический;
• коррекционный;
• оценочный;
• прогностический.
В диагностический блок входят диагностика психического развития ребен ...
Тактическая подготовка
Цель тактической подготовки подготовительного периода состоит в выборе методов и способов ведения переговоров, распределении ролей между участниками команды, налаживании конструктивных равноправных отношений с партнером. Бытует мнение, что деловые отношения с партнерами по переговорам должны, прежде всего, быть дружескими, в партнере пр ...
Обсуждение невыясненных необходимых моментов
Заболевание ребенка на психическом уровне?
В 9 лет ребенок перенес сотрясение мозга (упал во время игры в футбол), при обследовании были выявлены неврологические отклонения. К заболеванию серьезно отнеслась мать, начала использовать медицинские назначения, на что отец категорично ответил: «Не выдумывай, наш сын абсолютно здоров».
Отве ...