Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты.
Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.
Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель - оказать воздействие на другого человека. Это не исключает так называемого фатического общения (от лат. fatuus - глупый), т.е. бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.
Перцептивный аспект общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение возможно только тогда, когда вступающие во взаимодействие люди могут оценить уровень взаимопонимания и составить представление о партнере по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищите и человеке душу, его внутренний мир», - рекомендовал К.С. Станиславский.
Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека - задача весьма сложная.
Категория образа. Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность
Образ - субъективный феномен (продукт) целостного интегрального психического отражения кик познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Актуализация образа происходит на стыке индивидуального и общественного сознания.
Категория переживания. Переживание - испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; форма активности, возникающая в связи с невозможностью достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, проявляющаяся в преобразовании его психологического мира и направленная на переосмысление своего существования.
Категория отношения. Отношение - момент взаимосвязи всех явлений; категория в различных общественных науках - философии, социологии, этике, экономике, психологии. Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д.
Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это получило отражение в таких понятиях, как интенциональный (лат. intentia - внимание, внутренняя направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым) акт сознания (Брентано и функциональная психология), отношение «стимул – реакция» (бихевиоризм), условный рефлекс (И.П. Павлов), компонент сенсомоторных структур (Ж. Пиаже), инструментальный, семиотический (сема - знак, признак) опосредованный акт (Л.С. Выготский).
Действие - одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Категория личности. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Возникновение личности как системного качества определяется тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.).
Обеспечение готовности учащегося к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотивы. При этом ситуативное развертывание мотивации предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, нас ...
Депрессия в старческом возрасте
Особенности клиники эндогенной депрессии у больных пожилого возраста изучены несравненно лучше, чем у детей. Еще Е. Kraepelin (1904) отметил, что ее отличительной особенностью является наличие тревоги. При сопоставлении двух больших групп больных депрессией (старше 55 лет и младше 35 лет) В. Л. Ефименко (1975) обнаружила тревогу у 71 % ...
Общая характеристика процессов памяти
Память
– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознан ...