Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.
Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец – это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.
Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, гармоничную личность. Личность формируется постепенно.
Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.
На разных этапах формирования личности взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности. У ребенка под влиянием социальной ситуации его развития складывается определенная система мотивов и потребностей.
Врожденные биологические особенности организма ребенка оказывают влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Всякие внешние воздействия действуют на человека опосредованно, через внутренние условия, важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы.
Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.
Этими положениями теории личности, разрабатываемые русскими психологами, существенно отличаются от некоторых зарубежных концепций, рассматривающих личность и характер ребенка как прямое следствие его конституциональных, наследуемых свойств.
При формировании личности школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.
Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам.
Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет, т.е. отсутствуют какие-либо хотения, стремления, потребности. Умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей. У многих из умственно отсталых школьников крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.
Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.
Духовность, нравственность, мораль
Мораль
– понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо). В русской культуре были предложения вообще не использовать в ...
Психологические основы профессиональной подготовки
специалистов и обеспечения их будущей деятельности
Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение. Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельн ...
Девиантное поведение подростков как результат
наркомании
Несмотря на то, что не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения, тем не менее, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения. Условно их можно разделить на четыре группы:
факторы физического и психического здоровья;
психологические особенности детей и подростков: наличи ...