Половая социализация рассматривается как процесс формирования сознания половой идентичности, благодаря которому человек включается в существующую в данном обществе систему половой дифференциации. Это активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения. Одной из составляющих половой социализации является развитие либидо, проходящее три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную. На платонической стадии развития либидо (как правило, у детей 7-10 лет) формируется стереотип поло-ролевого поведения. Прохождение через эротическую стадию подростками 14-16 лет способствует формированию у них психосексуальных ориентаций. И к моменту, когда молодой человек в течение как минимум одного года живет стабильной половой жизнью, можно констатировать его переход на сексуальную стадию развития либидо. Традиционно для патриархальных сообществ половая социализация исходила из типа соответствия поло-ролевых образцов половой принадлежности ребенка, т.е. мальчикам соответствовала маскулинная модель, девочкам - фемининная. Типично мужскими чертами считались такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. Типично женскими - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. Поло-ролевое развитие в современной России, как отмечают многие исследователи, имеет тенденцию к инверсионному типу. В качестве причин называются последствия сексуальной революции, амбивалентность информационной среды, кризис традиционной семьи и, в том числе, кризис о представлении гендерной роли. Игнорирование специфических психологических особенностей личности как представителя определенного пола во взаимосвязи с его поло-ролевыми установками неправомерно - сформированные на основе определенного уровня развития личности половые особенности в свою очередь оказывают существенное влияние на ее дальнейшее развитие, во многом определяя содержание и структуру мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок, самосознания. Исходя из этого, дальнейшее изучение изменений взаимосвязей поло-ролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации актуально и своевременно. В первую очередь анализу подвергались средние значения и процентное соотношение результатов диагностики во всех группах. Оказалось, что установка на поло-ролевое поведение девочек, девочек - подростков и девушек в большинстве случаев соответствует их половой принадлежности, причем отмечена тенденция к возрастанию показателя «фемининность» к сексуальной стадии развития либидо (60%, 80% и 90% соответственно). Это может свидетельствовать о развитии женского самосознания, формировании позитивного образа «женского» у современных девушек. У респондентов мужского пола распределение показателя «маскулинность» по стадиям развития либидо несколько иное – 60%, 70%, 60% (для мальчиков, подростков, юношей соответственно). В данном случае можно предполагать, что образ «мужского» несколько размыт и «разбавлен» характеристиками андрогинности. На втором этапе проводился сравнительный анализ количественных данных поло-ролевых и психологических свойств личности в группах девочек, девочек – подростков, девушек и мальчиков, подростков, юношей. Достоверные различия поло-ролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации обнаружены не были. Подобный факт свидетельствует об устойчивости психологической составляющей психической индивидуальности испытуемых, ее способности быть стабильной. Третий этап был посвящен выяснению взаимосвязей поло-ролевых и психологических свойств личности и их изменений на разных этапах развития либидо. Корреляционные структуры исследуемых выборок заметно не различались количеством взаимосвязей исследуемых показателей. Однако характер взаимосвязей в каждой группе в зависимости от стадии развития либидо менялся. Неизменным для всех выборок оставался только один из системообразующих элементов – показатель «фемининность – маскулинность». Рассмотрение отдельных взаимосвязей показателей в каждой выборке позволило обнаружить их изменения и соответствие традиционным представлениям о «мужском» и «женском». Например, мальчиков на платонической стадии можно охарактеризовать, как открытых, общительных, естественных, готовых к сотрудничеству, легко приспособляемых, эмоционально устойчивых, застенчивых, неуверенных в своих силах. Это несколько противоречит стереотипу мужских качеств личности. Подростки на эротической стадии сдержаны, доминантны, способны руководить; их качества более подходят традиционному пониманию «мужского» образа. Для юношей, находящихся на сексуальной стадии развития либидо, наряду с такими качествами, как общительность, готовность к сотрудничеству, раздражительность, характерны также открытость, подверженность чувствам, эмоциональная неустойчивость, что не свойственно стереотипному пониманию качеств личности мужчины. В группах респондентов женского пола выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что девочки на платонической стадии подчиняемы, робкие, мягкие, что свойственно женскому поло-ролевому стереотипу. Но в то же время они эмоционально устойчивы, сдержанны, способны реально оценить обстановку. На эротической стадии к перечисленным нехарактерным свойствам добавляются критичность, склонность к экспериментам, недоверие к авторитетам. На сексуальной стадии соответствие качеств девушек идеальному женскому образу корректируется за счет проявления доверчивости, дипломатичности и ориентированности на социальное одобрение.
Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического
загрязнения окружающей среды
Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс.
Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 19 веке. Подростковый возраст характеризует ...
Влияние игровых задач на творчество детей.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх ...
Сравнительный анализ
Все испытуемые хотят иметь детей. При этом в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка в основном женщины в возрасте 24-26 лет. Для испытуемых 16-20 лет первостепенным является получение образования, а в дальнейшем - работы. Для испытуемых 21-23 лет главным также является работа и устройство личной жизни. Эти данные свидетельствуют о ...