Идеометрика
- комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М.п.с. ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных групп М.п.с. относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз. Как правило, современные программы обучения М.п.с. имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению М.п.с. используются суггестия {внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной, общеукрепляющей).
Обучение М.п.с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М.п.с. может существенно варьировать в 3 основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Последние 2 формы широко используются в практике работы т.н. кабинетов психологической релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях. (А.С. Кузнецова, А.Б. Леонова.)
Нервно-мышечная релаксация
– психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации. При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений.
Нервно-мышечная релаксация – психотерапевтическая – методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации – При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений
Представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А.И. Назаров.)
Особенности гендерных отношений у старшеклассников
Юношеский возраст – период завершения полового созревания. Поэтому именно в юношеском возрасте происходит активное экспериментирование с усвоенными ранее моделями поведения мужчины и женщины. Юношеская мечта о любви тесно связана с понятием гендера. Гендер – это социальное отношение принадлежности к полу или «социальный пол». Анализ ген ...
Депрессия в старческом возрасте
Особенности клиники эндогенной депрессии у больных пожилого возраста изучены несравненно лучше, чем у детей. Еще Е. Kraepelin (1904) отметил, что ее отличительной особенностью является наличие тревоги. При сопоставлении двух больших групп больных депрессией (старше 55 лет и младше 35 лет) В. Л. Ефименко (1975) обнаружила тревогу у 71 % ...
Индивидуальные различия и стили мышления
Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:
- широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;
- глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
- самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других ...