Память – это психофизиологический процесс, состоящий из запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Основателем психофизиологии является английский врач Девид Гаржли. За период становления психофизиологии как науки особое внимание уделялось изучению центральной нервной системы и ее физиологических проявлений. Одним из важных направлений (в изучении центральной нервной системы) является поиск структур головного мозга, отвечающих за память. Ни одна из физиологических функций не имела столь пристального и всестороннего изучения биологами, физиологами, психологами, неврологами и др. науками. Накопившийся клинический и экспериментальный материал позволил высказать целый ряд теорий, объясняющих процессы памяти.
1. Теория ассоциаций по смежности, сходству, контрасту.
2. Гештальтпсихология.
3. Бихевиоризская теория.
4. Теория психоанализа.
5. Смысловая теория.
6. Биохимическая теория.
7. Нейронная теория.
8. Волновая теория единиц памяти.
Перечисленные теории позволяют проследить направление мысли ученых и ограниченность применявшихся методов исследования.
Развитие технического прогресса и внедрение новых методов исследования позволяют подняться на качественно новый виток исследований тайн человеческой памяти.
Изучение памяти имеет не только научный, но и практический интерес: написание школьных учебников, программ обучения, составления графика школьных занятий. Изучение объема кратковременной памяти, проводимое у дошкольников по формуле КП=7+2, составляет всего от 5 до 9 картинок, цифр, слов. По объёму кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения или отставание в развитии. ОКП=2+1 является учебным баллом. При исследовании дошкольников необходимо отразить в карте ребенка: тип центральной нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик; биоритмическую активность ЦНС: «жаворонок», «сова», «голубь»; превалирующий тип памяти: слуховой, слухо-музыкальный, «слухо-двигательный», или зрительный, зрительно-логический.
Собранная информация позволяет индивидуально развивать ребенка, используя присущий ему вид памяти, и ровно вести группу детей в познавательном процессе. У лиц со слуховым типом памяти для обучения иностранным языкам, медицинским терминам, формулам в физике, химии может быть использована первая фаза медленного сна, длящаяся 90-100 минут. Биохимическая и электрическая активность мозга в данную фазу сна еще остается на уровне бодрствования, и слуховая информация может быть усвоена. Молодые специалисты, выезжающие в заграничные командировки, обладая слуховым типом памяти, могут в кратчайшие сроки овладеть разговорной речью. Память достигает своего максимального развития к 25 годам, удерживается на высоком уровне до 40-45 лет, затем начинает ухудшаться. В связи с этим, имеется возрастное ограничение для приема документов на дневное вузовское и последующее аспирантское образование.
Электроэнцефалографические методы исследования и дополняющие ее томографические, сосудистые биохимические методы позволяли создать карты структур головного мозга, участвующих в запоминании и воспроизведении информации, диагностировать причины ухудшения памяти. Первое поколение приборов, позволяющее видеть тонкую энергетическую оболочку, окружающую тело человека, - ауру, позволяют наблюдать эмоциональные проявления воспоминаний. Считывание информации с эмоциональной и ментальной оболочек ауры еще недоступно. Будущему поколению ученых приоткроется и эта тайная сторона человеческой памяти.
Элементы психотерапии в практике
Всё чаще и чаще мы слышим: "Мне нужен психолог .", " . мой психолог помог мне .", "Все эти психологи ." - и так до бесконечности. Как ни старайся не замечать, а психология прочно вошла в нашу жизнь. Так кто же такие эти психологи?
Психолог – это, прежде всего, специалист в области психологии, а психология, ...
Доверие
в системе «мир – человек»
Понимание сущности доверия возможно только при рассмотрении его в более широком, чем сфера общения, контексте. Глубинная, собственно психологическая природа доверия как бы «ускользает», теряется в других феноменах межличностного взаимодействия и персонального существования человека. Неслучайно фундаментальные работы по доверию и в социо ...
Наука Каббала как основа
Интегральной психологии
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в том смысле, что ее нельзя полностью свести к этим феноменам. Она представляет собой современную систему описания и познания мира, с соответствующим предметом изучения, языком и понятиями. Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, специфическую методику дост ...