Проблема построения правового государства в современной России не может быть решена без целенаправленной работы по формированию правосознания и правовой культуры граждан. Правосознание и такой его элемент как социальные представления о справедливости, являющиеся предметом нашего исследования, выступают в качестве важнейшего регулятора поведения человека в юридически значимых ситуациях, оказывающего непосредственное влияние на формирование моделей должного нормативного поведения, соответствующего правовым предписаниям. Специальные исследования, посвященные представлениям о справедливости как составляющей правосознания, начались совсем недавно. Первые шаги в этом направлении сделаны Л.М. Сосниной, Е.О. Голынчик, О.А. Гулевич (2003-2006 гг.), изучавших социальные представления о справедливости у некоторых категорий правопослушных россиян. В то же время, у осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, данный элемент правосознания остается практически неизученным. Целью нашего исследования явилось изучение социальных представлений о справедливости у женщин осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Исследование проводилось на базе ФГУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, в нем приняли участие 174 женщины в возрасте от 18 до 62 лет, осужденные за различные виды преступлений
Для сбора эмпирических данных использовались: полуструктурированное глубинное интервью, включающее вопросы о том, что респондент понимает под «справедливостью», как часто встречается с ней в обыденной жизни, в юридически значимых ситуациях; оценочная шкала, составленная на основе данных, полученных в интервью.
Анализ данных, полученных с помощью интервью, позволяет говорить о том, что, по мнению большинства осужденных женщин, справедливость в жизни встречается, но крайне редко («многие привыкли жить обманным путем»), при этом респонденты отмечают, что «и не помнят таких случаев». Когда мы просили привести примеры справедливых событий из их обыденной жизни, в большинстве случаев респондентами озвучивались случаи из раннего детства, связанные с родителями, родственниками. Крайне редко описывались ситуации из жизни на свободе в более поздние периоды. По мнению многих осужденных женщин, справедливо с ними стали обращаться только в колонии.
На основе данных интервью нами была составлена оценочная шкала, в которой респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями относительно справедливости вообще и справедливости в правовом контексте. Затем, нами рассчитывался коэффициент позитивных ответов с целью анализа структуры социального представления (Т.П. Емельянова). Вычисление коэффициента позитивных ответов позволило выявить ядро социальных представлений о справедливости осужденных женщин. По мнению респондентов, справедливость – это объективное, непредвзятое отношение к тем или иным вещам. Она призвана обеспечивать равенство всех членов общества, соблюдение установленных норм и правил, справедливость нужна для поддержания мира и порядка, кроме того «с нею легче жить».
Рассматривая представления о справедливости в правовом контексте, отметим то, что в ядро социальных представлений вошли следующие утверждения: закон должен стоять на страже справедливости и быть одинаковым для всех, но сейчас по мнению осужденных женщин законы создаются для того, чтобы обслуживать интересы тех, кто их создает, а в отношении простых людей они вообще не исполняются. Видимо, поэтому осужденные женщины считают деятельность правоохранительных органов и судебной системы несправедливыми прежде всего из-за злоупотребления властью и пренебрежения законом сотрудниками.
По мнению опрошенных женщин, современная судебная система отсталая, живущая советскими временами, зачастую выносящая несправедливые приговоры. Женщины отмечают, что сами они поступают справедливо по отношению к своим родным и людям, с которыми близко общаются, по отношению к другим людям стараются всегда поступать справедливо, но у них это не всегда получается, иногда ситуация вынуждает поступать несправедливо. Закон и справедливость, в их понимании, являются связанными между собой понятиями, но зачастую «закон не идет в ногу со справедливостью», а также основан «на чопорной справедливости». Вероятно, что указанные особенности представлений о справедливости у данной категории лиц и влияют на выбор ими противоправных вариантов поведения, позволяя оправдывать подобные действия нормами «справедливости», которая «для каждого своя».
Вербальные
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные ...
Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности
Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом; основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Рассмотрим основные педагогические принципы формирования воспитательных отношени ...
Психосоциальная работа
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:
· забота о здоровье матери и ребенка,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного исправления,
· воспитание молодежи,
· психиатрия.
· психосоциальная работа осуществляется и в так ...