Метод эксперимента
предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.
Есть несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешательства исследователя. Приведем несколько примеров:
1. В класс пришел новый ученик. Интересно узнать, что изменится в психологии и поведении остальных ребят после его появления, как изменится сам новый ученик.
2. Человек неожиданно заболел, причем известно, что его болезнь должна будет как-то повлиять на его психику и поведение. Как? На этот вопрос и должен ответить эксперимент, который заключается в том, что во время болезни за пациентом ведет наблюдение психолог и сравнивает, каким он был до болезни и каким стал в результате болезни.
Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов. Поэтому он и называется лабораторным. Пример:
Изучение особенностей мышления человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые он должен решить за отведенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определенным количеством баллов, а сумма баллов становится показателем уровня интеллектуального развития.
Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. Пример:
В школе ставится эксперимент по введению новой программы обучения, причем она в экспериментальном порядке реально вводится в учебный процесс. Экспериментаторов интересует, улучшатся ли в результате знания учеников или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.
Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравнивается между собой результаты до и после эксперимента. Пример:
Определение уровня развития памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти.
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-то качество или изменить его поведение. Пример:
Сформировать у детей способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.
Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический развивающий эксперимент
. Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности школьника, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.
С помощью психолого-педагогического развивающего эксперимента не просто констатируется определенный уровень развития внимания, мышления, памяти и других психических явлений, процессов, свойств личности школьника, а исследуются и устанавливаются пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие личности ребенка под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, данный метод исследования позволяет одновременно раскрыть психологические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и определить дальнейшие психологические условия его успешного обучения и воспитания, определить эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображения, способностей. Психолого-педагогический развивающий эксперимент является ведущим методом в педагогической психологии.
Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
- установление контакта с подростком;
- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консуль ...
Проблемы, возникающие при общении
Недостаток общения или неверно выбранная манера поведения ведет к взаимному недоверию, отчуждению, чувству досады и серьезным конфликтам. Именно поэтому умение правильно строить взаимоотношения устраняет большинство конфликтных ситуаций как в деловых, в дружеских, так и в семейный взаимоотношениях
Сейчас мы рассмотрим самые распростран ...
Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где ...