Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.
3. Условия и требования проведения опроса:
проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
оптимальное количество членов группы 8-15 человек;
все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
4. Процедура опроса.
а) Подготовительный этап:
определение проблемы, выбор объекта;
формулировка социометрических критериев;
разработка бланка социометрического опроса;
б) Основной этап:
установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
проведение социометрического опроса;
построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающий этап:
анализ результатов опроса;
формулировка выводов;
разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
5. Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах - объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “-”.
Вариант.
7. Социограмма - схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива - лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер - это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент - член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” - член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) - определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
где и - количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении () - показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
В качестве примера определим члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости():
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы () - определяет степень ее группового единства:
где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N - число испытуемых.
б) индекс психологической разобщенности группы () - определяется как степень групповой разобщенности.
Влияние гендерного развития на формирование социальной активности слепого и
слабовидящего ребенка
Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально-конструктивистского подхода. В новых социально-экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально-культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возн ...
Взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении с ними:
· выбор будущей профессии;
· взаимоотношения с окружающими;
· учебные дела;
· вопросы морали;
· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоо ...
Методика 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций
Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными. ...