Образы социальных категорий в представлении зрелых людей связаны с гендерными различиями и условиями проживания. Для достижения цели исследования применены следующие методы научного исследования: анализ теоретических источников, тестирование, анкетирование, сравнительный анализ. Методологической основой исследования явились положения теории социальных представлений С. Московиси. В основу исследования положены теоретические подходы к изучению личностных особенностей взрослых людей, раскрытые в концепции «образа мира» А.Н. Леонтьева, концепции социальной перцепции Г.С. Абрамовой, А.В. Либина, К.А. Абульхановой-Славской.
Теоретический анализ проблемы образов социальных категорий в представлении зрелых людей показал, что зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе, но в связи со сложностью образов социальных категорий в представлении личности возникает проблема исследования факторов, влияющих на данный процесс, наличия изменений в процессе формирования социальных коммуникаций. Особенно важна проблема функций образов социальных категорий, которые они играют на разных возрастных этапах, и возможности управления данным процессом.
В эмпирической части данного исследования выявлялись особенности образов социальных категорий в представлении мужчин и женщин зрелого возраста в зависимости от социального статуса; а также специфика образов социальных категорий в представлении сельских и городских мужчин и женщин зрелого возраста. Стадия юности и ранней зрелости охватывает период с 17 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Начало зрелости характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как жизненная стойкость, ценностные ориентации, жизненные смыслы, духовные потребности. Анализ данных эмпирического исследования показал, что подавляющее большинство мужчин и женщин зрелого возраста относятся к сравнительно слабо дифференцированному базовому слою общества. Содержание их труда в основном соответствует индустриальной ступени развития общества. Общественная значимость этого слоя связана с тем, что он концентрирует основную часть трудового и потребительского потенциала общества. По сравнению с категориями элиты и обеспеченных, его интересы слабее артикулированы, а поведение в деловой и политической сферах отличается меньшей активностью. Средний слой, по проведенным в ходе исследования расчетам, составляет большую часть активного населения. Но, думается, с учетом не попадающих в социологические опросы люмпенизированных групп населения его доля составляет не менее 12-15%.
Период зрелости характеризуется переходом к независимости в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремится укрепить свой статус или, напротив, относится к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению.
В этом смысле образы социальных категорий при адаптации индивида к новым условиям не играют решающей роли, они могут быть одним из негативных факторов коммуникативной деятельности, но на характер адаптации они влияют в незначительной степени. Особую решающую роль, по нашему мнению, они могут оказать только на адаптацию психологически незрелой личности – ребенка, инфантильного субъекта или психически больного человека. Это подтверждено результатами эмпирической части нашего исследования.
Эффект «начала и конца»
Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце. Если наиболее ценный материал содержался в серелине урока, то необходимо акцентировать внимание ученика на ней. Например, дать установку на запоминание : «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращение выполняет регулирующую функцию по отношению к па ...
Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала уз ...
Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам
В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в системе «семья - ребенок» обусловлена задачами и актуальными потребностями каждого возраста. Семья явля ...