Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.
В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода
— поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».
В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как
· оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;
· помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
· расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
· стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Семинар 1. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику.
1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.
1.1. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
1.2. Карл Юнг (1875 – 1961).
1.3. Альфред Адлер ( 1870 – 1937).
1.4. Карен Хорни (1885 – 1952).
1.5. Эрих Фромм (1900 – 1980).
1.6. Эрик Эриксон ( 1902 – 1994).
2. Поведенческий подход в психосоциальной практике
2.1. Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949).
2.2. Иван Петрович Павлов (1849 – 1936).
2.3. Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958).
2.4. Баррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990).
2.5. Альберт Бандура (1925).
3. Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике.
3.1. Абрахам Маслоу (1908 – 1970).
3.2. Карл Роджерс (1902 – 1987).
3.3. Виктор Франкл (1905).
3.4. Ролло Мей (1909 – 1994).
Психолого-педагогическая характеристика общения. Опишите коммуникативную
компетентность
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обус ...
Результаты и их анализ
Были проанализированы результаты анкет и рисуночного теста «Мой малыш». ...
«Человек-техника»
Большинство профессий этого типа связано:
· С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами);
· С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют и распознают неисправности техниче ...