Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Сущность мышления как познавательного процесса
Страница 2

Материалы » Развитие мышления » Сущность мышления как познавательного процесса

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии. Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи её решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно чёткого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют скорее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

мотивация (желание решить проблему);

анализ проблемы;

поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учётом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. Решению задачи зачастую способствует озарение;

доказательство и обоснование правильности решения;

реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.

Обозначим суть основных мыслительных операций:

Анализ – мыслительное расчленение элементов целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение– выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия всё более существенных связей и отношений).

Страницы: 1 2 


Виды памяти
Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память. ...

Роль образовательной среды в профессиональном становлении студентов педагогического вуза
В ходе исследования использовался формально личностный опросник психологических свойств. В эксперименте приняло участие 128 студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ), «Физическая культура и спорт» (ФКиС), «Педагогика и психология» (ПП). Результаты исследования показали, что из 8 предложенны ...

Оценки социально-психологического статуса семей
Из 25 исследованных семей только семь семей (28%) были отнесены к группе «оптимальная». По факторам социально-психологической характеристики здесь были следующие показатели: высшее и среднее образование у родителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятные отношения в семье, нал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru