Нормализация семейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).
Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и социально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях (РДО).
Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.
Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:
1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3. Сфера общения, социальных отношений.
4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению и поведению других людей.
6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личностных особенностей подростков в сфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспективные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хороший".
Для исследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разработанные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношений использовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.
Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Понятие
семьи
Вирджиния Сатир – наиболее известный семейный терапевт гуманистического направления. Работая с семьями, она ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышения самооценки и самоуважения каждого члена семьи. Она считает, что самооценка – движущая сила развития человека. Сатир разработала классификацию стилей ...
Исследование психологической совместимости
В наши дни все большей популярностью начинает пользоваться активный и экстремальный отдых. Одновременно с этим встает вопрос о психологической подготовке и сопровождении инструкторов спортивного туризма, работа которых сопряжена с высокой ответственностью, физическими нагрузками и экстремальными условиями. Эти особенности обусловливают ...
Признаки и функции лидерства в теориях лидерства
Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). С ...