Нормализация семейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).
Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и социально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях (РДО).
Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.
Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:
1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3. Сфера общения, социальных отношений.
4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению и поведению других людей.
6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личностных особенностей подростков в сфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспективные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хороший".
Для исследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разработанные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношений использовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.
Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В.
Брушлинский)
Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Как указывает К.А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта.
Высказав кардиналь ...
Центральные новообразования
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целог ...
Проблемы, возникающие при общении
Недостаток общения или неверно выбранная манера поведения ведет к взаимному недоверию, отчуждению, чувству досады и серьезным конфликтам. Именно поэтому умение правильно строить взаимоотношения устраняет большинство конфликтных ситуаций как в деловых, в дружеских, так и в семейный взаимоотношениях
Сейчас мы рассмотрим самые распростран ...