Психолог-практик должен создать такие условия, чтобы клиент раскрыл свою душу сполна. Психолог должен понимать, что клиент при встрече с ним, как и некоторые больные при посещении врача, стараются скрыть некоторые факты, стремятся показывать себя с лучшей стороны. Клиент ищет у психолога-практика понимания, одобрения, может бить даже оправдания, стараясь при этом скрыть свои недостатки, ошибки, проступки, даже преступления. В любом случае психолог-практик должен слушать клиента очень внимательно, даже внешне это показывая. Ни в коем случае психолог не должен перебивать клиента, как бы и ненужными подробностями он не излагал свою проблему. Отсюда необходимость формирования таких профессиональных личностных качеств, как терпеливость, таких профессиональных умений, как способность понимать другого, слушать его.
Важно во взаимоотношениях с клиентом проявление психологом-практиком уважительного отношения к его оценке своих поступков, действий, к своей проблеме, к образу его мышления. Психолог должен понимать, что клиент имеет право мыслить и оценивать иначе, чем он. Подобное отношение создает благоприятные условия не только для установления доверительных отношений, но и способствует формированию готовности клиента оставить свою ошибочную позицию, двигаться вместе с психологом-практиком вперед в решении возникшей проблемы.
Большое значение имеет настроение самого психолога-практика при общении с клиентом. Оно является краеугольным камнем в его профессиональной деятельности. Индивидуальная тональность психолога придает действенность его усилиям в процессе оказания психологической помощи людям. При ее оказании особенно следует остерегаться формализма. Нельзя ни в коем случае терять искренность. Следует остерегаться раздражения, как бы себя не вел клиент. Люди приходят к психологу-практику, как правило, не с радостью, а с горем, несчастьем, с душевной мукой, с мольбой о помощи. Поэтому относится к ним необходимо вежливо, обращаться ласково, быть обходительным. Психолог-практик должен иметь непритворную любовь к людям, милующее сердце, твердую веру, развитой ум, живую совесть, интерес к жизни людей, искреннее желание им помочь, снасти. Особую роль играет любовь психолога-практика к людям, к конкретному человеку-клиенту. Он должен обладать возможностями скорбеть и радоваться с другими, как своими. Для того, чтобы психологическая помощь людям была более эффективной, психолог-практик должен хорошо знать реальную жизнь, окружающую среду, состояние мировоззрения, экономики, культуру, политическую жизнь, национальные особенности, традиции и вероисповедание окружающих здесь людей, их общие проблемы, нравы и др. Все это воплощается в конкретном человеке-клиенте, хотя и по-разному. Нельзя одни и тем же методы и формы психологической помощи применять без учета всех этих особенностей. В каждом конкретном случае необходимо выяснить истинные причины возникновения проблемы, уточнить частный или общий характер она носит. Психолог-практик должен понимать степень своей ответственности перед людьми, за свои советы, меры психологической помощи. Он не должен просто, формально выполнять свои профессиональные обязанности, а ежедневно относиться к своей работе творчески, постоянно повышать свою компетентность, систематически пополнять свои профессиональные знания, схватывать новые идеи, проявлять энтузиазм в трудовой деятельности. Все это требует от психолога-практика формирование аккуратности и последовательности в работе, упорства и целеустремленности, способность выполнять работу, полную разнообразия, развивать память и внимание. Следует отметить еще одну особенность профессии психолога-практика. Он, как специалист, относится к свободной профессии. Он не может и не должен быть зависимым от политических, религиозных, экономических, организационных факторов. В своей профессиональной деятельности психолог-практик должен руководствоваться только этическими принципами, установленными и принятыми нормами отношений не только с клиентами, но и с коллегами, с представителями других профессий, с общественными организациями, органами власти.
Особенности тревожности младших школьников с разным уровнем самооценки
Одной из проблем школы является воспитание гармоничной личности, сохранение и укрепление ее психологического здоровья, т.к. наблюдается стремительный рост детей, переживающих эмоциональное неблагополучие.
В современной школе растет число тревожных детей, в том числе младшего школьного возраста, на это указывают ряд отечественных авторо ...
Социально-психологический климат в коллективе. Понятие и структура малых
групп в психологии
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относительную социально-психологическую автономию, от ...
Конституциональные типологии личности
Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами – на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами. Специалист по патопсихологии Э. К ...