Дезадаптивное поведение, включаясь в картину нарушения при интеллектуальной недостаточности, вторично обусловливается негативными особенностями аффективной сферы и недостаточностью социальной компетентности умственно отсталых подростков. Преодоление негативного влияния этих факторов в подростковом возрасте возможно на путях реализации системы методов и приемов коррекционно-психологической работы, направленной как на самого ребенка, так и на его микро- и макросоциальное окружение.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии школьников отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации.
Проблема исследования порождена противоречием между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью и наличием стойких негативных стереотипов, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике, в отношении возможностей психолого-педагогической коррекции социально-дезадаптивного поведения детей указанной категории.
Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование нормативного (социально-приемлемого) поведения у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Основываясь на это положение нами была разработана методика формирования социальной компетентности умственно отсталых учащихся, которая может быть использована для совершенствования содержания и методов психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Определено направление деятельности психологов и педагогов по нормализации поведения учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Анализ результатов исследования возможностей психолого-педагогической коррекции социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков позволил нам разработать основные направления такой работы и прийти к следующим выводам:
В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, учитель, среда.
Психолого-педагогическая работа по коррекции дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков должна включать в себя следующие направления работы: диагностику причин и предпосылок к социально-дезадаптивному поведению учащихся; целенаправленное психолого-педагогическое воздействие в виде социально-психологического тренинга, направленного на развитие социальной компетентности подростка; повышение педагогической компетентности родителей, создание оптимальной образовательной среды, работу с психолого-педагогическим коллективом школы и общественностью.
В качестве основного направления коррекции социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков мы предлагаем методику формирования социальной компетентности в условиях социально-психологического тренинга. Нами разработаны принципы организации тренингового взаимодействия; требования к ведущему; требования к организации тренингового пространства; структура тренинга; методы и приемы тренинговой работы; тематическое планирование занятий (24 занятия по 2 занятия в неделю по два часа).
Статистическая обработка данных контрольного эксперимента и качественный анализ свидетельствуют о том, что умственно отсталые подростки обладают определенным резервом развития уровня социальной адаптированности в общении и поведении.
Верно ли первое впечатление
Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным.
В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало трево ...
Оказание психосоциальной помощи
Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.
В ...
Монолог
Монолог
, монологическая речь (от моно . и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других сре ...