Гендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и гендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга. К таким характеристикам, помимо половых признаков, можно отнести особенности голоса, общий габитус, и некоторые другие, хотя их применимость базируется не на абсолютном соответствии, а, скорее, соответствии усвоенными идеальными представлениями о внешнем облике мужчины или женщины (так, например, выражения «женоподобный» и «мужеподобный» будут иметь разное смысловое наполнение в различных культурах).
Термин «пол» во всех концепциях гендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.
Понятие «гендер» представляет собой «…сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом».
Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, гендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения.
Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы.
Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
С середины ХХ века наблюдается трансформация гендерных отношений, связанная с отказом от патриархатных стереотипов, и, соответственно, изменением выполняемых мужчиной и женщиной функций, как в публичной, так и в приватной сфере. Процесс трансформации гендерных отношений более всего затронул образцы поведения, предписываемые женщинам, что можно считать одним из структурных элементов кризиса современной семьи. Увеличение нагрузки, связанной с занятостью на производстве, и экономическая независимость предопределили стиль поведения, отличающийся от предписываемого патриархатными традициями.
Трансформации, происходящие в различных сферах общественной жизни в ХХ веке, и связанные, прежде всего, с переходом от сельскохозяйственного общества к индустриальному, не могли не оказать влияния на гендерные отношения. Можно сказать, что одна из наиболее ярких характеристик социокультурных изменений ХХ века – это трансформация сложившихся гендерных отношений. Определенное влияние на эту трансформацию оказывала индустриализация общества и растущая потребность в рабочей силе, однако, по нашему мнению, гендерные отношения трансформировались не столько по содержанию, сколько по форме.
Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического
загрязнения окружающей среды
Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс.
Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 19 веке. Подростковый возраст характеризует ...
Внешний вид
Внешний вид — то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.
Хороший внешний вид сильно зависит от характеристик:
• опрятный и чистый внешний вид
• свободное естественное поведение
• грамотная речь
• достойные манеры
• спокойная реакция на похвалу и критику
• харизма. ...
Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развёрнутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое н ...