Проблемы становления личности, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. В этот сенситивный период очень важно проследить, чтобы развитие подростка шло в правильном направлении.
В настоящее время усложнилась ситуация с подростковой преступностью и наркотизацией. Особенно актуальна для нашего города проблема наркотической зависимости. Большую часть наркозависимых по данным СПИД-Центра города Набережные Челны составляют молодые люди в возрасте 12-22 лет. Причины такого поведения следует тщательно изучить. Истоки этих проблем мы видим в изучении множества факторов, среди которых мы выделили акцентуацию характера и агрессивное поведение.
Целью нашего исследования стало изучить влияние агрессии и акцентуации характера на подростковую наркотическую зависимость.
Нами были выбраны следующие методы:
1) Анализ научно-популярной и методической литературы.
2) Психодиагностический метод.
3) Статистический метод обработки данных (вычисление корреляции Пирсона).
Исследования проводились в СОШ №13 города Набережные Челны среди учащихся 12-13 лет. В эксперименте приняло участие 40 человек. Вся работа проводилась в 6 этапов.
На первом этапе нами был проведен анализ литературы и на основе этого сделан выбор о применении данных методик: "Выявление акцентуации" (Шмишека), опросник Басса-Дарки, "Склонность к поиску острых ощущений" (М. Цукермана).
На втором этапе мы провели методику Шмишека на выявление акцентуации характера. В результате этого мы выяснили, что 70% испытуемых принадлежат к экзальтированному типу акцентуации характера, 63% - к гипертимному, 42,5% - к циклотимному и 40% - к эмотивному типу.
На третьем этапе мы изучали формы агрессии по методике Басса-Дарки. В результате мы выявили, что в группе испытуемых преобладает мотивационная агрессия и физическая агрессия со средними баллами 17 и 15, 7 баллов.
На четвертом этапе нами была изучена предрасположенность к наркотикам по методике Цукермана. В результате этого мы выяснили, что группу риска составляет 50% испытуемых.
На пятом этапе мы проводили статистическую обработку данных. Выяснили, что:
при высокой выраженности экзальтированности наблюдается низкая предрасположенность к чрезвычайным происшествиям (P<0,05), но возрастает стремление к трудностям и к непереносимости однообразия (Р>0,05);
шкала поиска новых ощущений положительно корреллирует с циклотимным типом акцентуации, что говорит об их взаимосвязи (Р>0,05);
при низких значениях шкалы поиска новых ощущений возрастают значения по тревожному типу;
при выраженности дистимического типа мало выражена непереносимость однообразия (P< 0,05);
Шкала непереносимости однообразия взаимосвязана с демонстративным и педантичным типом (Р>0,05).
На шестом этапе мы изучали взаимосвязь агрессии и предрасположенности к наркотикам и выяснили, что ни одна из форм агрессии не имеет взаимосвязи со шкалами склонности к поиску острых ощущений, как положительной, так и отрицательной.
Проблема изучения чувства собственного достоинства и его развития в юношеском возрасте
В современном мире всё чаще и чаще встает вопрос о моральной стороне общества и каждого его члена в отдельности. Часто можно слышать высказывания о низкой культуре молодёжи, о ее безнравственном поведении, о свободе отношений. Всё это говорит о необходимости исследований морально-этических и нравственных аспектов формирования и развития личности.
Одной из важных нравственных и моральных характеристик на наш взгляд является чувство собственного достоинства. Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения". Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья.
Мы считаем, что чувство собственного достоинства является одним из условий предупреждения противоправных действий, предполагая, что его формирование в раннем возрасте может уменьшить вероятность совершения в дальнейшем этой личностью преступления, так как ей это чувство просто не позволит этого сделать.
Особенности тревожности младших школьников с разным уровнем самооценки
Одной из проблем школы является воспитание гармоничной личности, сохранение и укрепление ее психологического здоровья, т.к. наблюдается стремительный рост детей, переживающих эмоциональное неблагополучие.
В современной школе растет число тревожных детей, в том числе младшего школьного возраста, на это указывают ряд отечественных авторо ...
Влияние личностных особенностей на адаптацию русских иммигрантов в
Финляндии
Данное исследование посвящено изучению влияния личностных особенностей на успешность процесса адаптации русскоязычных иммигрантов в Финляндии. Выборку составили 49 русских иммигрантов в возрасте от 21 до 72 лет, из них 37 женщин и 12 мужчин, с различной длительностью пребывания в Финляндии (от 2 месяцев до 15 лет).
В исследовании были ...
Лекция как метод преподавания психологии
Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом ...