Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодействуют вожатые, воспитатели, комиссары и т.д. Обычно в этой роли выступают не профессиональные педагоги, а студенты вузов. С одной стороны, это дает детям огромное преимущество: вожатые, которые еще совсем недавно сами были детьми, гораздо активнее, веселее, чем взрослые профессиональные педагоги. С другой стороны, довольно часто случаются ситуации, когда юноша или девушка, приезжая работать вожатым, не вполне точно представляет себе деятельность, которой он будет заниматься. Как правило, это связано с тем, что в большинстве лагерей, санаториев и центров отдыха не действуют постоянные педагогические коллективы. Вожатые набираются туда ежегодно случайным образом. Довольно часты ситуации, когда они даже не проходят никакой специальной подготовки: ни педагогической, ни психологической, ни медицинской. Таким образом, можно предположить, что у большинства будущих вожатых не сформирован адекватный образ профессии. Творчество занимает не последнее место в деятельности вожатого, поскольку он несет ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их досуг. Креативность зачастую рассматривается как одно из профессионально важных качеств вожатого, большинство авторов, да и сами вожатые отмечают необходимость творческого, креативного подхода к профессиональной деятельности. Вполне вероятно предположить, что вожатые с более высоким уровнем креативности будут гораздо более успешны как профессионалы, чем те, у которых уровень креативности не столь высокий. Успешность профессиональной деятельности, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование образа профессии. Отсюда можно предположить, что лица с высоким уровнем креативности будут обладать некоторыми особенностями образа профессии вожатого, а именно, его большей дифференцированностью и большим количеством позитивных характеристик. Опыт практической деятельности показывает, что позитивным образом профессии вожатого могут обладать и лица с достаточно низким уровнем креативности. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между теоретическими данными и опытом практической деятельности.
Целью данного эмпирического исследования является выявление особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В связи с поставленной целью выдвигается гипотеза:
о наличии некоторых особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности, а именно, образ профессии вожатого у людей с высоким уровнем креативности является более позитивным, т.е. обладает более высокой оценкой, активностью и силой, чем образ профессии людей с низким уровнем креативности; о наличии связи между характеристиками реального и идеального образа профессии вожатого у людей с низким уровнем креативности.
Базой исследования служил ДСОЛ «Ейск» (г. Ейск). В качестве объекта эмпирического исследования выступали студенты 1 – 4 Воронежского государственного университета. Общее количество испытуемых составило 67 человек. В данном исследовании нами был использован комплекс диагностических методик: методика личностного дифференциала (как вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда), фигурный тест креативности П. Торренса, проективная методика «Рисунок профессии».
Анализируя, выявленные у испытуемых образы профессии вожатого, можно отметить, что большая часть испытуемых склонна позитивно оценивать себя как профессионала, обращая внимание, как на собственные достоинства, так и на недостатки. Что касается образа идеального вожатого, то большая часть испытуемых склонна оценивать его довольно позитивно – как человека активного, общительного, волевого, уверенного в себе. В то же время, большинство испытуемых относятся к вожатому-профессионалу достаточно критично, считают данную профессию непривлекательной. Результаты качественного анализа рисунков профессии дают возможность говорить о некоторых различиях в образе профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В частности, лица с высокими показателями разработанности по тесту П. Торренса обладают более детализованным, разработанным, богатым деталями образом профессии. Кроме того, отличается и оригинальность образа профессии, его наполненность позитивными характеристиками. Об этом свидетельствует более частое использование теплых цветов, таких как оранжевый, желтый, красный. Нам удалось установить, что существует связь между реальным и идеальным образом профессии вожатого, вне зависимости от уровня креативности: оригинальности и разработанности. По нашему мнению, подобные результаты могут быть связаны с тем, что фактор активности тесно связан с темпераментальными особенностями личности, в частности с ее экстравертированностью – интравертированностью. Поскольку данные характеристики имеют скорее врожденный, либо приобретенный в ранние годы жизни, они, вероятно, являются более устойчивыми, чем те, которые описываются факторами силы и оценки. Кроме того, важно обратить внимание на то, что в исследовании принимали участие испытуемые, уже имевшие опыт работы вожатыми. Поэтому вполне вероятно, что на оценку ими самого себя и идеального профессионала оказал влияние индивидуальный стиль деятельности, который у них сложился. Возможно, именно поэтому экстравертированные, общительные испытуемые более склонны считать и саму профессию, и идеального профессионала человеком активным, общительным, достаточно импульсивным. В то же время вожатые обладающие скорее интравертированными чертами, более склонны оценивать идеального профессионала как человека уравновешенного, спокойного, с устойчивыми эмоциональными реакциями. Таким образом, выдвинутая нами эмпирическая гипотеза частично подтвердилась. Мы можем сделать вывод о наличии некоторых различий в образе профессии вожатого в связи с уровнем креативности, однако различия эти проявляются скорее на неосознаваемом уровне.
Категории психологии
Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственно активности, какие бы объекты ее ни поглощали.
В категориях представлены ...
Калифорнийский психологический опросник личности (CPI)
Он был разработал по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960). Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, — это "предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них" (Mergargee M., 1972, р. 2). В отличие от MMPI CP ...
Поза
Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общ ...