Современная школа не начинает обучение с нуля. Она рассчитывает на то, что дети приходят в класс с достаточным кругом знаний и навыков, а также с достаточной зрелостью структур личности, для того, чтобы воспринимать и запоминать полученную в школьной обстановке информацию. Естественно, что ребенок, не обладающий свойствами, характерными для готового к школе ребенка не может полноценно воспринимать эту информацию и успешно учиться. Поэтому так важно педагогам- психологам исследовать готовность каждой отдельной сферы личности ребенка к обучению в школе.
Главными предметами исследования в данном случае являются следующие сферы:
1. Познавательная сфера (когнитивная) очень бурно развивается в дошкольном возрасте. Ведь в ребенке от природы заложен инстинкт познания и исследования мира. Особый скачок она делает в 1 год, в 3 и 5 лет- кризисные периоды, характеризующиеся появлением принципиально нового в структуре личности ребенка. Он хочет познать окружающий мир, в результате развиваются его когнитивные процессы, а в частности:
· Внимание- проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность обучения в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений, что проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, частой сменой деятельности.
К 6-7 годам у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.
Произвольность внимания развивается постепенно, по мере развития его отдельных свойств, таких как:
ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ - определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка. Для его определения ребенку предлагается в таблице с набором знаков, фигурок или цифр, которые располагаются в произвольном порядке зачеркнуть определенный вид фигурок или цифр (например, треугольник или в случае с цифрами- 7, 5 или 4). Инструкцию можно усложнить, попросив называть знаки вслух. Фиксируется время выполнения задания и количество ошибок. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 2-3 минуты и почти без ошибок (при наличии 14 строк знаков по 10 знаков в каждой).
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Проверяется с помощью пары картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребенка просят сравнить картинки и назвать все их различия. Учитывается скорость, результативность, число правильно названных различий. Норма в среднем 1-3 минуты (в зависимости от сложности картинки).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ - это возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя не одного из них из поля своего внимания. Для проверки его берется бланк с различными элементами фигур и образец с эталонами- целыми фигурками. Ребенка просят, сравнивая фигуры с эталоном одним- двумя штрихами дополнить их до полных фигур. Нормой для 7 лет является выполнение этого задания за 3-4 минуты (при не более 5 ошибках).
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ - возможность сознательного и осмысленного перемещение внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания. Развить и проверить переключаемость можно, показывая ребенку различные слова. Он должен по договоренности отреагировать на определенные слова (например, обозначающие животных) хлопком, звуковым обозначением или другим знаком. В 7 лет это задание выполняется почти безошибочно.
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степень его трудности, понятности, интереса и сформированных волевых качеств. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля. Проверить устойчивость можно с помощью переплетенных между собой линий, пронумерованных у начала и конца (эти номера не совпадают). Ребенок должен без помощи пальца провести от начала линии к концу, сопоставив номера в начале и в конце. Дети 7 лет справляются с заданием за 1-2 минуты почти без ошибок.
Особенности потребительской социализации в детском возрасте
Одной из важнейших тем современной социальной психологии является потребительское поведение взрослых. Потребительское поведение взрослых тесно связанно с их отношением к деньгам и часто его определяет. Однако люди начинают покупать, обращаться с деньгами уже в юном возрасте, поэтому, можно сказать, что определенная база потребительского ...
«Человек-техника»
Большинство профессий этого типа связано:
· С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами);
· С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют и распознают неисправности техниче ...
Содрежание, характер и условия труда. Необходимые знания, умения и навыки
Профессия маркетолог по системе Климова относится к типу - "Человек-человек" и "Человек-знак", по системе Голланда - социальный, исследовательский, предпринимательский тип.
Обязанности маркетолога могут включать широкий круг задач: исследование и анализ рынка сбыта товаров и услуг, разработка планов продвижения прод ...