Таким образом, различные свойства внимания в значительной мере не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком- то одном отношении, может быть не столь совершенно в другом.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание этого является особенно важным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений.
· ВОСПРИЯТИЕ- это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предметов. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь - это прямоугольник, абажур лампы - шар» и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и др. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».
Более трудным для дошкольника является восприятие времени- ориентации во времени суток, в оценке различных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).
Например, одна минута по представлению детей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого- либо дела меньшей, чем она есть в действительности.
Большим достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу- восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).
Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
· МЫШЛЕНИЕ – процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно-действенное (познание путем манипулирования игрушками (предметами)).
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений).
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно- действенное мышление особенно интенсивно развивается с 3-4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно- действенного мышления формируется более сложная форма - наглядно-образное мышление. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, что позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий, но оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, но и решение даже самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д. то есть все, чем занимается дошкольник, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, способность рассуждать и т.д.
Таким образом, наглядно- действенное мышление можно проверить, предложив ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как показано на образце. Наглядно-образное – с помощью карточки с четырьмя картинками одна из которых - лишняя (по смыслу). Словесно- логическое- с помощью вопросов на анализ- синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. (Например: «Небо голубое, а трава?»).
Ребенок может понять главную мысль предложения, картинки, ответить на вопрос (см. выше), выделить из общего частное (по картинке), разложить предметы на группы по существенному признаку и т.д. Для 6-7 лет – это норма.
· ПАМЯТЬ- это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Она лежит в основе способности ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Часто учителя жалуются, что первоклассник не помнит, что задано на дом, что нужно принести на урок и др. В тоже время родители говорят, что их ребенок быстро запоминает рекламу или точно пересказывает сериал.
Основные причины стрессовых ситуаций
Причины, вызывающие стрессовые нарушения очень разнообразны и охватывают множество различных ситуаций.
Например, особенности наиболее тяжелого стрессового нарушения, как травматические стрессовые нарушения – это может быть причиной угрозы физическому здоровью человека, угроза жизни близкого, угроза как физическому, таки образу «Я», то ...
Концепция свойств нервной системы Б.М. Теплова И В.Д. Небылицына. Структура свойств нервной системы и закон об обратном
соотношении силы нервной системы и чувствительности, реактивности
Понятие о свойстве силы нервной системы выдвинуто И.П. Павловым в 1922г. При изучении условно-рефлекторной деятельности у животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условно-рефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности или частоты раздражени ...
Организационно-процедурные этапы исследования
Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы.
Этапы логического плана отражают последовательность выполнения стратегических задач исследования.
Организационно-процедурные этапы опреде ...