В богатом научном, творческом наследии Александра Леонидовича Чижевского немало неизвестных широкой публике страниц. Что то безвозвратно утеряно, что-то хранится в архивах, что-то было опубликовано малым тиражом и забыто. К последнему относится предлагаемая вниманию наших читателей замечательная статья Чижевского о факторах, способствующих возникновению и распространению массовых психозов, которая была впервые напечатана в «Русско-немецком медицинском журнале» в марте 1928 года. Повторно она была опубликована в 1989 году в журнале «Природа и человек». К сожалению, тогда были напечатаны лишь выдержки из обстоятельного труда замечательного советского ученого. Они и дошли до наших дней. А полный текст статьи, вероятно, утрачен для нас навсегда. Данная работа сугубо научная – Александр Леонидович скрупулезно и убедительно показывает влияние солнечной активности на социально психические проявления в человеческом обществе.
Предлагаемая работа представляет из себя краткое изложение моих исследований, которые я веду с 1915 года в области изучения влияния факторов физико-химической среды на поведение коллективов, возникновение и развитие психических и психопатических эпидемий и массовых движений вообще.
Можно утверждать, что человечество либо все в целом, либо его группировки, сообщества, всегда находятся во власти той или иной психической эпидемии. В истории, охватывающей тысячелетия, мы не встретим ни одной эпохи, когда человеческие умы не были бы взволнованы той или иной идеей. Всегда отыщется соответствующая времени или эпохе идея, которая станет центром группировки человеческих масс. Как только это совершилось, мы будем иметь налицо массовое умственное явление которое можно вполне основательно назвать психической эпидемией. Таким образом жизнь сообществ протекает под знаком психических эпидемии Во всякий данный момент в целом ряде стран умы заняты или даже всецело заполнены какой либо основной мыслью, характер которой стоит в зависимости от ряда социальных факторов. Эта основная идея, волнующая сообщество, может быть скрыта от наблюдателя, но она становится ясной всегда коль скоро возникает массовое движение.
Во все времена истории мы находим эпидемии повальных убийств на военной политической или религиозной почвах. Я не говорю про убийства совершаемые человеком во время битвы, когда злодеяние совершается во имя самозащиты или защиты страны от врага Я имею в виду эпидемии убийств совершаемых под разными предлогами во время политических или религиозных движений. Чтобы быть способным на такого рода убийства – в человеческой природе должны произойти некоторые изменения, должны обнажиться инстинкты в их первобытной экологической форме.
Уже в Библии мы находим целый ряд описании ужасных боен, например, избиение мидианитов. Древняя история дает примеры массовых безумств, подобных уничтожению карфагенян<…>
С другой стороны, мы знаем явления, когда люди тысячами по собственному почину накладывают на себя руки. Еще у Плутарха есть рассказ об эпидемическом распространении самоубийств среди девушек г. Милета. Монтень рассказывает о массовом самоубийстве осажденных Брутом ксантийцев <…>.
Культ экстатического действа, проявляющийся в виде огромных психических эпидемий, известен во все времена и у всех народов. Его появление история относит к Фракии, где он получил оформление в виде оргий в честь Вакха, чаще именуемого Дионисом – богом веселья, пьянства, самозабвения и сладострастия.
Главная цель оргий заключалась в доведении всех присутствующих до экстаза (ex stasis – «из-ступаю»). Для этих целей пользовались безостановочной и головокружительной пляской до полного изнеможения под звуки флейт, тимпанов и кимвалов, вдыханием смолистых курений и опьянением вином. Оргии завершались разнузданным половым разгулом, оправданным верою в божественность оплодотворения. Мистические экстазы персидских суфисов, радения русских сектантов, абиссинские церковные обряды, итальянский тарантизм – все они имеют тот же религиозно-сексуальный характер и эпидемически охватывают большие слои населения. В несколько видоизмененной форме тот же культ имел распространение под видом массовых увеселений, принимавших эпидемические формы в эпохи различных моровых язв или политических катастроф, например, во время чумы в Афинах в период «черной смерти», во времена террора и массовой резни во Франции в эпоху Великой французской революции и в другие времена.
Сходные по форме проявления, но несколько отличные по причине возникновения и по содержанию эпидемии исступленного движения имели место в предшествовавшую эпоху. Это были эпидемии хореи, пляски св. Витта, танца св. Гюна. Подобно ураганам они охватывали мир средневековья, выражаясь в самых поразительных формах <…>
Применение аутогенной тренировки у спортсменов. Снижение
чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности
Существующие независимо от нас эмоции отражают наше отношение к окружающему, позволяет оценивать происходящее сточки зрения значимости для организма. Тесно взаимосвязаны с ориентировочной реакцией и биологически целесообразны, т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в новых условиях.
Релаксация устраняет страх и может быть рек ...
Спонтанные конфликты в диалогах СМИ: провоцирование и управление
конфликтами
В современном стремительно меняющемся мире средства массовой информации (СМИ) оказывают существенное влияние на массовое сознание общества.
ТВ-диалоги, радиодиалоги политиков, общественных деятелей, высокопоставленных чиновников, обсуждение ими различных актуальных проблем приводят к столкновениям в эфире противоположных позиций, мнени ...
Выводы
Проанализировав вышесказанное, я хотел бы полностью согласиться с вышеизложенными мнениями ученных. От себя я хотел бы добавить, что одним из самых действенных способов преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является обращение с проблемой к близким людям, родственникам, друзьям, которым доверяют. Также отличным ...