Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного производства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоровья, в семье и т.д.
Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в какой-либо одной психологической школе или комбинировать их самостоятельно при решении конкретных задач психологической помощи клиенту.
Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.
Согласно Эйдемиллеру психологическое консультирование происходит в несколько этапов:[1]
1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя, использование предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему, того, кто делает сообщение о проблеме.
2. Сбор информации о проблеме с применением приемов мета-моделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют вопросы»: «Чего Вы хотите?», «Какого результата желаете достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не» - в терминах положительного результата».
3. Обсуждение психотерапевтического контракта: распределение ответственности, продолжительности работы, длительности одного сеанса, периодичности встреч, условий оплаты, возможных санкций за нарушение сторонами оговоренных условий. Консультант обычно отвечает за обеспечение безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а он, в свою очередь, за собственную активность, искренность, желание осуществить изменение своего ролевого поведения.
4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов клиента или его семьи. Этому помогают вопросы типа: «Как Вы раньше справлялись с трудностями, что Вам помогало?», «В каких ситуацияз Вы были сильными, как Вы использовали свою силу?».
5. Укрепление веры клиента в успешность и безопасность процедуры консультирования и собственно ее проведение. Можно использовать утверждения следующего содержания: «Ваше желание осуществить изменения, Ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании со стремлением консультанта сотрудничать с Вами, его профессиональными качествами и опытом будут надежной гарантией успешности работы». Собственно консультирование включает:
а) обсуждение с участниками положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: «Что самое плохое для Вас в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в осуждаемой ситуации?»;
Классификация В.Н. Дружинина
В данном случае Дружинин представляет классификацию именно эмпирических методов, то есть методов сбора данных. По Дружинину эксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научно ориентированной психологии. По роли исследователя (пассивной или активной) и по характеру контакта с объектом наблюдение является непоср ...
Личность и деятельность
В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных на ...
Проблемы соотношения социального конфликта и социального согласия
Важной проблемой в современной социологии является соотношение социального конфликта и социального согласия. Очевидно, что полностью бесконфликтное общество, или общество абсолютного согласия не только нереально, но и нежелательно, поскольку рассмотренный выше материал наглядно показывает, что полное отсутствие конфликтов означает стагн ...