Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой – то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображение. Воображать – это преображать. Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что – то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимает человека над животными» - вымысел прежде всего как замысел. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Поскольку, с одной стороны, воображение всегда оперируется в какой – то мере на прошлый опыт, а с другой стороны – образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой – то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различия. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношение к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранять в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразование. В высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризуется память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведении. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Всякое воображение порождает что – то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразится, во – первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения. Воображение может далее, предвосхищая будущее, создавая образ, картину того, чего вообще не было. Создавая в своем воображении какой – либо образ, человек не может вообразить нечто абсолютно новое, что не было бы в той или другой степени ранее воспринято им из окружающего мира. Например, путем воображения древние ассирийцы создали представление о никогда не воспринимавшемся ими в реальной действительности существе – крылатом быке. Но отдельные элементы этого продукта воображения (тело быка, человеческая голова, крылья птицы) были восприняты ранее из окружающей действительности. Процесс воображения всегда протекает на основе сохранившихся в памяти человека представлений; он есть не что иное, как деятельность сознания, состоящая в изменении и преобразовании этих представлений. Он возможен только потому, что представления отличаются лабильностью, способностью изменяться.
Учебно-воспитательный процесс
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, – в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце ХIХ в. П. Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлят ...
Новый метод анализа системы взаимодействия «медиа–общество»
Французская социология массовой коммуникации и медиа, обладающая полувековой историей, накопила значительный багаж теоретических достижений. Следует отметить значительную диверсификацию исследовательских объектов, разнообразие идей и подходов, сложившихся на данный момент во французской медиасоциологии. Она склонна к парадигмальным отст ...
Тест не тесто – само не поднимется
Индивидуальные профессиональные тесты при найме сотрудников на работу практикуют многие российские и иностранные компании. Чтобы пройти профессиональные тесты, необходимо либо знать предмет, либо заранее выучить правильные ответы. Как пройти тесты? «Главное – вжиться в образ и не тратить время зря», - советуют социальные психологи.
По ...