Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой – то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображение. Воображать – это преображать. Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что – то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимает человека над животными» - вымысел прежде всего как замысел. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Поскольку, с одной стороны, воображение всегда оперируется в какой – то мере на прошлый опыт, а с другой стороны – образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой – то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различия. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношение к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранять в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразование. В высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризуется память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведении. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Всякое воображение порождает что – то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразится, во – первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения. Воображение может далее, предвосхищая будущее, создавая образ, картину того, чего вообще не было. Создавая в своем воображении какой – либо образ, человек не может вообразить нечто абсолютно новое, что не было бы в той или другой степени ранее воспринято им из окружающего мира. Например, путем воображения древние ассирийцы создали представление о никогда не воспринимавшемся ими в реальной действительности существе – крылатом быке. Но отдельные элементы этого продукта воображения (тело быка, человеческая голова, крылья птицы) были восприняты ранее из окружающей действительности. Процесс воображения всегда протекает на основе сохранившихся в памяти человека представлений; он есть не что иное, как деятельность сознания, состоящая в изменении и преобразовании этих представлений. Он возможен только потому, что представления отличаются лабильностью, способностью изменяться.
Депрессия в старческом возрасте
Особенности клиники эндогенной депрессии у больных пожилого возраста изучены несравненно лучше, чем у детей. Еще Е. Kraepelin (1904) отметил, что ее отличительной особенностью является наличие тревоги. При сопоставлении двух больших групп больных депрессией (старше 55 лет и младше 35 лет) В. Л. Ефименко (1975) обнаружила тревогу у 71 % ...
Связь темперамента с другими сторонами личности
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. К ...
Факторы формирования социально-психологического климата.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, орган ...