Метод репродукции психических состояний в гипнозе следует считать важнейшим в моделировании состояний. Его истоки прослеживаются со времен Шарко и Крафт-Эбинга. Первый из них воспроизводил истерические симптомы, второй - различные возрастные периоды. К.И. Платонов неоднократно воспроизводил психоневротические синдромы, В целях экспериментальных психофизиологических исследований этот метод был впервые применен нами для изучения эмоциональных реакций у парашютистов.
Более детальное исследование метода гипнорепродукции психических состояний, вызванных различными ранее воздействовавшими стимулами, показало также, что воспроизводимые реакции очень близки к реальным. Это подтверждает правильность основных теоретических принципов, положенных нами в основу предварительно разработанной схемы функционального вмешательства в афферентный синтез.
Данные экспериментов подтвердили, что функциональное соответствие модели реальному психическому состоянию зависит от следующих условий.:
- от того, насколько эффективно производится в гипнозе торможение реальной импульсации и деактуализация наличной мотивации испытуемого, т.е. от исходной «чистоты фона», на котором будет создаваться требуемый «рисунок» психического состояния;
- от уровня возбуждения целенаправленно активируемых энграмм и соответствующей мотивации; при этом следует учитывать, в какой степени противоречия находятся активируемые энграммы с реальной импульсацией, поступающей в данный период с рецепторных систем. Так, например, если испытуемому внушать, что вода, в которую погружена его рука, является горячей, то эффект внушения реализуется тем полнее, чем менее холодной будет вода. Следовательно, чем больше обстановка воспроизводимой ситуации приближается к реальной, тем полнее эффект воспроизведения. Поэтому подкрепление словесного внушения реальными первосигнальными воздействиями значительно повышает степень реализации внушений.
Кроме того, результаты экспериментов показывают, что адекватность модели психического состояния зависит и от других условий, которые не могли быть предусмотрены в предварительно разработанной схеме формирования этих состояний. Установлено, что выраженность воспроизводимого состояния в значительной степени определяется внушенной испытуемому установкой на полноту воспроизведения данного психического явления. Нет сомнения, что внушение в гипнозе распространяется и на формирование акцептора результатов действия, который служит своеобразной «контролирующей матрицей» как содержательной стороны репродуцируемого явления, так и его интенсивности. Поэтому формула внушения при гипномоделировании состояний должна предусматривать этот момент.
В глубоких стадиях гипноза, как уже указывалось в соответствующих главах, эмоциональное реагирование нередко протекает с более выраженным парасимпатическим компонентом. Это особенно заметно в тех случаях, когда степень активности двигательного анализатора и исходная поза испытуемого в момент воспроизведения состояния не соответствуют реальным по уровню динамичности.
Все перечисленные условия распространяются не только на репродукцию, но и на другие методы формирования психических состояний в гипнозе: на репродуктивное внушение, квантифицированную репродукцию и «конструирование» заданных психических состояний.
Еще И. М. Сеченов писал о том, что в основе объяснения процессов памяти и явлений воспроизведения психических образований лежит гипотеза «о скрытом состоянии нервного возбуждения». В настоящее время имеется возможность говорить уже о конкретных структурных образованиях в центральной нервной системе, функция которых состоит в репродукции ранее всепринимавшихся образов и пережитых состояний.
Эпигенетическая теория Эриксона
С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие ...
Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
- установление контакта с подростком;
- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консуль ...
Изучение соматического заболевания
Мы предполагаем, что болезнь как потенциально критическая жизненная ситуация изменяет структуру времени жизненного пути личности; в ситуации ХСЗ происходит интенсивное осмысление жизни, оценка пройденного этапа, определение роли самого субъекта в реализации жизненного пути; временная перспектива сужается, как правило, человек ориентиров ...