В настоящее время моделирование психических состояний в экспериментальной психофизиологии во многих случаях носит эмпирический характер. Эмоциогенные воздействия в эксперименте нередко проводятся без учета индивидуальных особенностей испытуемого, силы и значимости конкретного раздражителя, общих психологических закономерностей формирования состояний человека.
Однако психические состояния, как конкретное проявление компонентов психики в конкретный период времени, определяются не просто суммой воздействующих стимулов, а доминированием одного или нескольких из них в конкретной среде у индивидуума с присущими ему особенностями характера, темперамента, жизненного и эмоционального опыта. Признание же преобладания доминирующего процесса в психике в каждом отдельном случае ставит вопрос о том, над чем он преобладает. Другими словами, речь может идти не только о ведущей мотивации, но и о наличии нескольких различных по силе конкурирующих мотивов, поддерживаемых соответственно различными доминантными очагами. Своеобразие действия нескольких доминантных очагов показано, например, в работе по исследованию действия на организм человека одиночных и комбинированных стрессовых раздражителей. Результаты исследований говоря* о том, что влияние комбинации физических воздействий не явилось более значительным по своим психофизиологическим последствиям, чем действие какого-либо одного из этих раздражителей в отдельности. Это значит, что наличие нескольких доминантных очагов приводит к взаимному ослаблению их силы.
Целый ряд указанных работ, а также наши материалы по гип-норепродукции и «конструированию» в гипнозе заданных психических состояний показывают, что экспериментальная психология располагает сейчас возможностью произвольного управления психическим состоянием человека. При этом мы исходим из того, что формированию заданного психического состояния на основе «афферентного синтеза системообразующих факторов и динамического участия памяти» предшествует создание соответствующего акцептора результатов действия. Как известно, обязательным компонентом акцептора результатов действия является долговременная память, обеспечивающая вывод к центрам исполнительных систем «копий» эфферентных посылок. Это дает основание считать, что непременным условием моделирования состояний методами гипноза является наличие у испытуемого в долговременной памяти энграмм таких состояний, причем «наличный опыт» переживания этих состояний может быть очень кратковременным. Более того, имеющийся опыт может быть и не прямым, а косвенным. В этом случае действенность соответствующих енграмм будет зависеть от полноты усвоения косвенного опыта и соответственно от степени четкости сформированных энграмм.
Таким образом, первым условием целенаправленного формирования психического состояния человека является наличие в его долговременной памяти энграмм состояний, актуализируемых в данный момент. Вторым условием эффективного моделирования состояний является необходимость учитывать особенности основных компонентов психики человека, их тесную взаимосвязь между собой. Основные компоненты психики выступают в данном случае в качестве системообразующих факторов, обусловливающих течение процессов афферентного синтеза - «стадии, в которой любая биосистема на основе своих внутренних процессов принимает решение о том, какой результат нужен в данный момент ее приспособительной деятельности». При этом следует иметь в виду, что более устойчивыми компонентами психики являются психические свойства человека, а также психические образования. Психические же процессы - более лабильная группа компонентов психики. Они не только участвуют в формировании конкретных психических состояний, но и функционально зависят от них. Так, например, вмешательство в функцию проприоцепции не только изменяет уровень функционирования психических процессов, но и формирует специфическое состояние, вызывающее существенные физиологические и биохимические сдвиги в организме.
Взаимосвязь профессионального самоопределения с типом профессиональной
направленности личности
В сложившейся социально-экономической ситуации, требующей от субъекта труда и учения целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире, перед психологией встаёт актуальная задача изучения психологических основ профессионального самоопределения. Весьма ценной для предмета рассмотрения профессионального сам ...
III. Интроспекция.
Для описания своего собственного метода Титченер применял термин систематический экспериментальной интроспекции, введенный Кюльпе.
Он использовал подробные, качественные, субъективные сообщения о психической деятельности наблюдаемых субъектов в процессе интроспекции.
В своих работах он иногда называет субъектов исследований реагентами ...
Зависимость психического развития человека от его
общения с другими людьми
Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недо ...