Обработка данных. Воссоздающее воображение анализируют по показателям:
1. степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения;
2. оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);
3. эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;
4. степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;
5. степень отличия созданных образов от данных в тексте.
Выясняют, в какой форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу.
На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.
1. Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19).
Методика состоит из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов.
Тест 1. «Использование предметов»
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.
Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.
Время выполнения: 3 минуты.
Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ – 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла)
Тест 2. «Заключение»
Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации.
Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения: 3 минуты. Оценивается так же, как тест 1.
Тест 3. «Выражение»
Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.
Пример: Веселый мальчик смотрит кино.
Время выполнения: 4 минуты.
Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз – 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений – 4 балла за одно предложение).
Тест 4. «Словесная ассоциация»
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребляемых слов.
Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга».
Пример: красочная книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения: 3 минуты.
Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость – 1 балл, оригинальность – 4 балла.
Тест 5. «Составление изображения»
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».
Задание даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».
Время выполнение: 8 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б):
n1 – число изображенных предметов (1 предмет – 1 балл);
n2 – число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл);
n3 – число ошибок (1 ошибка – 1 балл);
Б = Sn1 + Sn2 - Sn3
(беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки);
б) оригинальность (О):
m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок – 5 баллов);
m2 – число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай – 3 балла):
О = S m1+ S m2
Тест 6. «Эскизы»
Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры – круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета.
Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.
Время выполнения: 5 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б):
n1 –число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория – 1 балл);
n2 – число рисунков, где не используется круг (1 рисунок – 1 балл);
Б =Sn1 - Sn2;
б) оригинальность (О)
m1- число оригинальных рисунков (1 рисунок – 5 баллов);
Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и
специфика
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы ...
Парадигма управления в организации
Современная жизнь России характеризуется существенными изменениями, обусловленными созданием демократических устоев и переходом к рыночной экономике. Однако данные перемены, имея очевидные преимущества, на практике тормозятся целым рядом факторов, большинство из которых базируются на недостатке опыта управления в конкурентной среде. Одн ...
Организация исследования
Предметом нашего экспериментального исследования стало изучение материнского отношения к детям-олигофренам. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. ...