Латеральные особенности испытуемых определялись с помощью «Карты латеральных признаков», включающей в себя критерии парциального доминирования по А.Р. Лурия (1969). Индивидуально-психологические особенности изучались с помощью подросткового варианта методики Р. Кеттела (HSPQ), методики УНП («Уровень невротизации и психопатизации»), методик «Шкалы временной направленности» и «Временной семантический дифференциал» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, 1984). Для исследования индивидуальных особенностей регуляторных процессов был использован показатель устойчивости выбора (УВ) цветовых стимулов по В.А. Москвину (2002). Статобработка проводилась с использованием t-критерия Стьюдента и непараметрических критериев: U-критерия Манна-Уитни, критерия ϕ* – углового преобразования Фишера.
Полученные данные показали, что характер временных ориентаций экспериментальной группы (подростов, отбывающих наказание) значимо отличается от характера временных ориентаций испытуемых контрольной группы. Девиантные подростки более направлены в прошлое и настоящее - 5 б. и 12 б.; в контрольной выборке – 4 б. и 8,5 б. (при р < 0.05), что согласуется с тем, что они живут одним днем, не задумываясь о будущем. Значимых различий по шкалам методики «Временной семантический дифференциал» выявлено не было.
В группе девиантных подростков отмечаются более низкие показатели по шкале «невротизации» - 29,4 б. (что свидетельствует о наличии проявлений невротизации), в контрольной выборке – + 42 б. (р < 0.05), т.е. у девиантных можно наблюдать более выраженную эмоциональную возбудимость, которая вызывает различные негативные состояния – тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность. Значения по уровню «психопатизации» также ниже у подростков экспериментальной группы (- 21,2 б., в контрольной выборке – 5,4 б. р<0.001).
Были выявлены различия между девиантными подростками и нормативной группой в усредненных показателях устойчивости выбора по В.А.Москвину - 52,4 % и 75,5 %, р<0.05), что говорит о недостаточном развитии функций планирования и целеполагания у девиантных подростков.
Для изучения психологических особенностей с учетом вариантов индивидуальных профилей латеральности были сопоставлены выборки девиантных подростков с разными (правыми и левыми) показателями пробы «перекрест рук» (ПППР) по А.Р. Лурия, что отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов и асимметрию третьего блока мозга Исследование показало, что группа с правыми ПППР (n=16) обнаруживает более высокие показатели направленность в будущее по сравнению с группой с левыми ПППР (n=19), которая более ориентирована на настоящее (р<0.05). Значимые различия по шкале «прошлое» между группами с правыми и левыми ПППР отсутствуют. В методике «Временной семантический дифференциал» достоверные различия между группами ППППР и ЛПППР были выявлены по шкале «эмоциональное отношение» - 4,1 б. и 5,8 б. соответственно (р<0.05). Это дает возможность сказать, что девиантные подростки с левыми ПППР воспринимают время как более «приятное» и «безграничное» (исходя из терминологии методики).
Наше исследование показало, что девиантным подросткам с правыми ПППР более свойственны такие черты характера как склонность к авантюрам, решительность, тяга к риску и острым ощущениям. Девиантным подросткам с левыми ПППР более свойственны такие черты характера как ранимость, впечатлительность, тревожность, зависимость, медлительность. Следует обратить внимание на то, что в группе девиантных подростков с правыми ПППР отмечаются более высокие значения как по уровню «невротизации» - 42 б., чем с левыми ПППР – 22,7 б. р < 0.01), так и по уровню «психопатизации» (- 4,3 б., с ЛПППР – - 7,5 б., р < 0.05). Испытуемые группы с левыми ПППР характеризуются большей эмоциональной возбудимостью, беспечностью, безинициативностью.
Полученные данные могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики и при разработке индивидуальных психокоррекционных программ.
Выводы
Результаты исследования свидетельствуют о наличии достоверных различий в индивидуально-психологических особенностях (по целому ряду психологических характеристик) между девиантными подросткам, отбывающими наказание в колонии для несовершеннолетних и учащихся обычной средней школы.
Анализ структуры латеральных признаков показал, что в выборке девиантных подростков обнаруживается значимое накопление леволатеральных (или правополушарных) признаков.
Исследование особенностей целеобразующих функций показало, что для девиантных подростков характерны затруднения в выборе целей, у них менее развиты функции планирования и целеполагания (по сравнению с нормативной группой).
Девиантные подростки с доминированием левых лобный отделов третьего блока мозга (группа с правыми ПППР) обнаруживают более высокие показатели эмоциональной устойчивости, решительности. Испытуемые с парциальным доминированием правых лобных отделов (группа с левыми ПППР) характеризуются большей эмоциональной возбудимостью, ранимостью, впечатлительностью, тревожностью.
Актуальные проблемы высшего профессионального образования
Социально-личностные компетенции относятся к человеку как к индивиду, субъекту деятельности, личности и раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с ...
Формы воспитания
Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:
- по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
- по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
- по особенност ...
Тренинг креативности как технология профилактики профессионального
выгорания учителей
В настоящее время важное место среди исследований, посвященных проблеме выгорания, занимают работы, касающиеся труда учителя. Известно, что педагогическая деятельность обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых факторов, высокий динамизм, сложность педагогических ситуаций и др.), в связи с которыми учителя в большой ...