Профессиональное развитие личности можно рассматривать как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий, согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями их реализации (Ю.П. Поваренков).
Основными характеристиками ситуации профессионального развития сотрудника милиции выступают особенности профессиональной деятельности и профессионального общения, которые в своем единстве создают специфическое пространство социальных отношений. Главным показателем профессионализации является развитие профессионального самосознания, основой которого выступают значимые ценностные отношения сотрудника к профессиональной деятельности и к себе как к ее субъекту.
Под влиянием неблагоприятных воздействий профессиональной ситуации, вследствие нарушения процесса профессионализации сотрудник оказывается в состоянии дезадаптированности. Отрицательные изменения значимых отношений сотрудника, в которых структурированы его негативные переживания и представления как субъекта профессиональной деятельности, являются сущностью профессиональной деформации.
Профессиональная деформация
– это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик сотрудника ОВД в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.
Феномен профессиональной деформации заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации.
Профессиональная деформация – это общечеловеческий социально-психологический феномен.
Вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи.
Психологический механизм формирования феномена профессиональной деформации адекватней анализировать не с помощью понятия (зеркального) «отражения», а более подходящих терминов – интериоризация, консервация, вживание, вчувствование.
Предмет деятельности – это основной компонент ее структуры, он определяет специфику предметного действия субъекта профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев). Существование и функционирование в логике предмета деятельности определяет особенности профессионального сознания субъекта труда. Предметом труда сотрудника милиции является другой человек во всей совокупности его проявлений (его характер, мировоззрение, привычки, особенности его психологии и анатомии, специфика его внутреннего мира), с наибольшей вероятностью – правонарушитель, отличающийся своим негативным отношением к закону, имеющий деформированную психику, сознание, мораль. Общение с ним, необходимость установления контакта, работа над его перевоспитанием и исправлением составляют содержание профессиональной деятельности сотрудника милиции. Что, в свою очередь, требует от него необходимости учета в своих воздействиях психологических и моральных особенностей правонарушителя.
Учесть эти особенности невозможно без их точного и полного знания. Основой и исходным условием субъективного познания выступает процесс идентификации с другим человеком (О.С.Анисимов). Достижение эффекта идентификации предполагает уподобление как физически-действенного и чувственно-эмоционального, так в той или иной мере, уподобление потребностного состояния. Если же механизм деидентификации работает плохо, сотрудник «застревает» в своей профессиональной роли.
Одним из определяющих компонентов структуры профессиональной деятельности является ее цель. Характер и результат процесса целеполагания во многом зависит от развития мотивационно-ценностной сферы личности сотрудника правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника милиции может выражаться в неверном определении наиболее общих целей деятельности, неадекватной постановке задач в конкретных рабочих ситуациях, вследствие чего и процессы, и результаты труда могут быть деформированы.
В сфере профессиональных норм, определяющих цели осуществления правоохранительной деятельности, наблюдается определенное рассогласование. С одной стороны, детальная правовая регламентация или «нормативный» характер деятельности сотрудника милиции определяет необходимость руководствоваться фиксированными и заранее предписанными правилами. С другой стороны, в конкретных трудовых ситуациях, где профессиональные нормы плохо конкретизированы для самых разных условий, на первый план выходят личностные качества сотрудника, его отношение к нормам трудовой этики. Пренебрежение универсальными нормами деятельности и профессиональной морали может приводить к профессиональной деформации личности сотрудника милиции.
Изучение лиц с нарушениями речи в психологии
Немного слов хотелось бы сказать о личности. "Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности" ("Психология". 1990 г) следует отметить, что понятие "личность" употребляется двояко. В одном случае - в качестве синонима психики в целом, что характерно для педагогов, которые скл ...
Выводы
Проанализировав вышесказанное, я хотел бы полностью согласиться с вышеизложенными мнениями ученных. От себя я хотел бы добавить, что одним из самых действенных способов преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является обращение с проблемой к близким людям, родственникам, друзьям, которым доверяют. Также отличным ...
Психосоциальный подход в социальной работе
Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияни ...