Предварительным этапом нашего экспериментального исследования стала структурированная беседа с матерями детей-олигофренов (беседу проводила психолог комплекса С. Кирсанова). Вопросы касались представлений матери о происхождении заболевания, испытываемых трудностях, ожидаемой помощи. В беседе также выяснялось, когда родители впервые узнали о заболевании ребенка.
Прежде всего, нужно отметить большую заинтересованность матерей аномальных детей в беседе с психологом. К такой высокой мотивации, на наш взгляд, приводит дефицит понимающего и принимающего общения, изолированность родителей, что является следствием отсутствия разработанной модели социально-психологической помощи родителям аномальных детей.
Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании ребенка по признакам запаздывающего развития (поздно начал сидеть, ходить, говорить и т.д.). Об умственной недостаточности ребенка 46% матерей стало известно в детском саду, 25% - в школе. 20% матерей в качестве причины заболевания указали влияние наследственности, 14% - особенности протекания беременности. 10% матерей испытывали чувство вины, которое перерастает в страдания по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Некоторая часть обследуемых матерей (?%) обвиняли в болезни ребенка отца (алкоголизм, рукоприкладство).
Большая часть родителей (64%) вообще не знали о таком психическом недоразвитии, как умственная отсталость. Лишь 15% имели опыт общения с такими детьми, читали об олигофрении в литературе. На вопрос: «К кому обращались за помощью?» - только 20% ответили, что консультировались у специалистов. Это связано со страхом признания факта болезни ребенка либо с неверием, что получат нужную помощь. 12% матерей делились своим горем с родственниками, 41% - не обращались за помощью к кому-либо.
Беседа с матерями показала, что половина отцов с пониманием отнеслись к происходящему, половина - отрицательно, что в 10% случаев привело к распаду семей. Отметим, что и другие авторы (Майрамян Р.Ф., 1976; Семаго М.М., 1992) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка.
Обработка данных опроса показала, что основными потребностями матерей являются следующие: потребность в психологической поддержке со стороны специалистов (34%), в семейной и социальной помощи (15%), в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться с поведенческими трудностями и т.д. (29%), в финансовой поддержке (25%).
Подавляющее большинство опрошенных к будущему относятся пессимистически («О будущем думать просто страшно»; «О будущем стараюсь не думать»; «Не могу даже говорить . Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни»). Первый этап исследования состоял в изучении родительских установок и стиля воспитания.
Результаты показывают, что аномальный ребенок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый. Такое отношение матери нередко выливается в раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка. Однако часть матерей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком: они излишне опекают его, ограждают от любых трудностей, испытывая за него большую тревогу. Качественный анализ содержания ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку. Например, если ребенок неохотно выполняет действия по самообслуживанию, матери нелегко решить, следует ли пожалеть его и самой выполнить необходимые действия, или заставить ребенка все сделать самому.
Методика
В эксперименте приняли участи 54 женщины и 12 мужчин в возрасте 19-35 лет студентов и сотрудников факультета психологии МГУ им.Ломоносова, имеющих весь набор анализируемых данных. За участие в опыте испытуемые получали вознаграждение.
Процедура проведения эксперимента:
Три символа «решетка», разделенные между собой пробелами (# # #), ...
Конституциональная теория темпераментов.
Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой - смесью " ...
Сенсорное воспитание
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимает ...