Данные по методике PARY показывают, что, в отличие от матерей нормальных детей, у матери аномального ребенка родительские установки противоречивы. С одной стороны, она может излишне опекать ребенка, проявлять о нем чрезмерную заботу, стремиться обеспечить его безопасность, с другой - испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизнь принесенной ему в жертву.
На втором этапе нашего исследования - изучали особенности восприятия ребенка матерью, а также материнские реакции на поведение детей. С этой целью использовали модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ).
Матери аномальных детей воспринимают своего ребенка больным, обиженным, страдающим, агрессивным. Одни женщины говорили, что их ребенок «часто дерется», «очень агрессивный», «даже жестокий»; другие - «всего боится», «чувствует обиду», «сильно страдает», «горько плачет», «постоянно обороняется», «не может за себя постоять», «маленький, несамостоятельный», «очень больной». В то же время большой процент матерей нормальных детей видят своего ребенка активным, деятельным, жизнерадостным («Мой ребенок мне помогает»; «Без дела не сидит»; «Драться не будет, но за себя постоит»).
Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребенка является стремление опекать его, жалея, следить за ним, помогать ему, но вместе с тем проявляется и раздражение, желание наказать, проигнорировать. Нередко родители испытывают горе и страдание. Среди полученных ответов были такие: «Мне жаль ребенка, ведь он же больной»; «Кто его еще пожалеет, как не мать»; «Очень волнуюсь за ребенка»; «Отругаю его, даже побью»; «Не обращаю внимания на ребенка».
Матери детей с нормальным психическим развитием чаще используют убеждающие стратегии, чаще одобряют действия своего ребенка.
Таким образом, определили позицию матери аномального ребенка как недостаточно эмпатийную. Это проявляется в амбивалентном отношении к ребенку. Действия и эмоциональные реакции матери не всегда адекватны: с одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой - раздражение, безучастное, равнодушное отношение.
На третьем этапе исследовали чувства и переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
Анализ материнских рассказов показал, что восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) имеет разный эмоциональный знак.
Видно, что наиболее негативно матери аномальных детей воспринимают свое прошлое (95%), так как именно тогда они получили известие об аномалии ребенка и в тот период наиболее остро испытали эмоциональный шок.
Данные свидетельствуют, что и свою настоящую жизнь очень многие матери (72%) воспринимают негативно. Это значит, что они находятся в состоянии хронической депрессии. Хотя на будущее они смотрят более оптимистично (43%), но в процентном соотношении позитивный эмоциональный знак восприятия временных планов у них втрое меньше, чем у родителей нормальных детей.
Качественный анализ материнских рассказов свидетельствует о том, что преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд. Комментарии к картинкам: «Мама держит на руках не совсем нормального ребенка. У нее горе, она переживает»; «Женщина чувствует свою вину». Чувство вины нередко перерастает в переживания родителей по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка («Во время беременности принимала лекарства»; «Надо было развестись с мужем-пьяницей»; «Нельзя было разрешать ребенку смотреть долго телевизор. Я сама во всем виновата»}. Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному («Не хочу, чтобы знали, что мой ребенок учится в такой школе»; «Даже муж не знает, что сына перевели в школу дураков»).
Эмоциональный стресс - психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия
Термин "стресс", получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия ...
Методы психолого-педагогического воздействия в
учреждениях по исполнению наказаний
В учреждение по исполнению наказаний попадает лицо с достаточно устоявшимися взглядами, навыками, привычками, манерой общения с людьми. Поэтому методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в обычной обстановке, здесь должны быть трансформированы применительно к тем характеристикам, которые свойственны лицам, отбывающим нака ...
Пантомимика в состоянии отвращения и экспрессивные реакции
При отвращении характерны следующие мимические изменения, соответствующие трём зонам лица:
брови слегка опущены, иногда немного сдвинуты на переносице
верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены, под нижними веками морщинки
нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх п ...