В результате использования факторного анализа на группе испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха
получены следующие данные. Было выделено 5 факторов, из них 3 значимых.
Первый фактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность (0,55), зависимость (0,55) — положительный полюс; на отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,61), эгоистичность (-0,61), агрессивность (-0,56). Первый фактор представлен двумя уровнями интегральной индивидуальности — личностным и свойствами метаиндивидуальности (частичная насыщенность фактора).
Второй фактор — фактор темпа (с отрицательным полюсом). Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: темп (—0,82), пластичность (—0,71), социальная эргичность (-0,63), альтруистичность (-0,57), социальная пластичность (—0,52), дружелюбность (-0,51). Положительный полюс в данном факторе не представлен. Во второй фактор вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности (частичная насыщенность фактора).
Третий фактор — фактор эмоциональной нестабильности, с отрицательным полюсом. В него вошли: эмоциональность (-0,73), мотивация достижения успеха (-0,57), подозрительность (-0,52). Данный фактор представлен тремя исследуемыми уровнями индивидуальности: психодинамическим, личностным, метаиндивидуальным (фактор с полной насыщенностью).
На группе испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха
получены следующие данные: было вьщелено 5 факторов, из них 2 значимых.
Первый фактор — фактор подчинения и зависимости, с полной насыщенностью, включает в себя подчинение (0,75), зависимость (0,70), мотивацию одобрения (0,56) и эмоциональность (0,50) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились агрессивность (-0,61), социальная эргичность (-0,55) и авторитарность (~0,53). Таким образом, данный фактор представлен тремя уровнями интегральной индивидуальности — психодинамическим, личностным и Уровнем метаиндивидуальности.
Второй фактор — фактор социальной эмоциональности, с частичной насыщенностью. В него вошли социальная эмоциональность (0,62у| и эмоциональность (0,58) — положительный полюс, дружелюбность (—0,62) — отрицательный полюс. Фактор составлен из показателей; психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности.
Таким образом, при сравнении двух групп с высоким и низким уровнем мотивации достижения успеха по результатам факторного анализа можно сделать следующие выводы. У студентов с высоким уровнем мотивации достижения успеха выделилось 3 значимых фактора: первый, второй факторы — с частичной насыщенностью, третий фактор —«полный. В выборке испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха выделилось 2 значимых фактора: первый — полный, второй — с частичной насыщенностью. Можно проследить и различия в. структуре факторов. Так, у высокомотивированных студентов первый; фактор с частичной насыщенностью представлен высшими уровнями I интегральной индивидуальности — личностным и метайндивидуальным. Второй фактор с частичной насыщенностью представлен психодинамическим и метаиндивидуальным уровнями. У низкомбтивированных студентов во второй фактор с частичной насыщенностью вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней.
По характеру межфакторных связей в группе с высокой мотивацией достижения успеха зафиксирована одна облическая зависимость, наблюдаемая на метаиндивидуальном уровне. В выборке испытуемых с низкой мотивацией достижения успеха также зафиксирована одна облическая связь на психодинамическом уровне. Это свидетельствует о том, что у высокомотивированных студентов в гармонизации свойств индивидуальности участвуют высшие уровни, в то время как у низкомотивированных преобладают показатели биологически детерминированного уровня.
То есть на уровне целостной индивидуальности структуры индивидуальности различаются в зависимости от выраженности уровня мотивации достижения. У испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения обнаруживаются более гармоничные структуры индивидуальности, они характеризуются преобладающим влиянием свойств «высших» уровней в структуре индивидуальности, наличием большей пластичности в сфере межличностных отношений (облические связи на метаиндивидуальном уровне).
Использование факторного анализа для обработки данных испытуемых с высоким уровнем мотивации избегания неудач подтверждают вышеприведенные данные.
У студентов с высоким уровнем мотивации избегания неудач выделилось четыре фактора, два из которых значимые.
Изучение креативности и стереотипности мышления
Творчество (англ. Creativiti). В узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создал ...
«Техника» воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это оче ...
Сущность, цели, задачи и виды воспитания
Воспитание – процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание– это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанн ...