Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме - в процессе языкового общения. Его особенность заключается в том, что оно за формой и по содержанию направлено на другого человека, включенное в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации. Вербальная коммуникация может быть направлена на отдельного человека, определенную группу (или даже не иметь конкретного адресата), но в любом случае она имеет диалоговый характер и являет собой постоянные коммуникативные акты.
В процессе общения вещание выполняет также информативную функцию. Выделяют информацию инструментальную, которая касается непосредственно средств решения определенного задания, и экспрессивную, что касается оценок, самооценок, эмоциональных связей между членами группы (то есть этот вид информации имеет социально эмоциональный характер). Инструментальная информация больше связана с регуляцией собственно деятельности. С помощью экспрессивной информации активно регулируется взаимодействие между членами группы. Между этими двумя видами информации трудно провести четкое разграничение, может идти речь скорее о преимуществе одного из этих видов, что определяется конкретными условиями деятельности и взаимодействия.
Вещание является средством эмоционального влияния, которое стимулирует или тормозит действие определенного члена группы. Эмоционально позитивное влияние (поощрение) и эмоционально негативное влияние (наказание) регулируют общие действия партнеров. Это способствует лучшему пониманию ситуативных целей, которое улучшает эффективность групповой деятельности. Без применения коммуникативных категорий "одобрения" и "неодобрения" невозможна никакая координация совместной деятельности.
Акт вербальной коммуникации - это диалог, который состоит из разговора и слушания. Умение говорить является давним предметом исследования. Существует специальная наука - риторика, выкладывается специальная дисциплина - ораторское искусство. Но в современной литературе по вопросам общения большое внимание уделяется умению слушать. Результаты исследований показывают, что достаточными навыками умения слушать владеют немного людей.И. Атватер указывает на то, что слушать очень трудно. Мы в первую очередь заняты собственному вещание. Кроме того, если человек в процессе диалога замолчал" то еще не значат, что она слушает. Слушание - активный процесс, который требует внимания. Но уточняя, оценивая или анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, чем потому, что ей говорят. Особенно это оказывается в ситуациях конфликтного общения.
В диалоге нас чаще интересует то, понял ли нас другой, чем то, поняли ли мы его. Это деформирует процесс общения. Наилучшего метода избежать этого - нерефлексивное слушание. Сущность его заключается в невмешательстве в язык собеседника (условно пассивное слушание).
В зависимости от ситуации во время нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение, понимание с помощью минимальных ответов, которые помогают продлить беседу (реплики типа "да", "понимаю", "это интересно"). Такие нейтральные слова способствуют поддержке разговора, снимают напряжение.
Нерефлексивное слушание целесообразно применять в таких ситуациях.
1. Когда собеседник выражает свое отношение к какому-то событию. Психотерапевты применяют этот метод в начале беседы. Целесообразно использовать его в собеседовании во время приема на работу, когда нужно больше узнать о человеке, и при проведении переговоров.
2. В напряженных ситуациях, когда собеседник стремится обсудить наболевшие вопросы, когда он чувствует себя обиженным или разрешает важную проблему.
3. Кодов собеседнику трудно выкладывать свои проблемы.
4. Когда нужно сдержать эмоции в беседе с человеком, которая занимает высокую должность.
Нерефлексивное слушание вряд ли целесообразно в ситуацииях, когда у собеседника не есть желание вести разговор;
когда наше желание слушать и понять воспринимается как согласие, соучастие; когда этот метод противоречит интересам собеседника и мешает ему самовыразиться.
Другой метод - рефлексивное слушания. Он заключается в налаживании обратной связи с собеседником для того, чтобы проконтролировать точность восприятия информации. Иногда этот метод называют "активным слушанием", поскольку он предусматривает более активное использование вербальной коммуникации для подтверждения понимания информации. Метод рефлексивного слушания помогает выяснить наше понимание услышанного для критики и уточнения.
Рефлексивное слушание необходимо для эффективного общения в связи с ограничениями и трудностями, которые возникают в процессе общения. Какие это трудности?
Самосовершенствование личности. Личность и творчество
Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:
Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.
Личностью человек может стать т ...
Влияние компьютера на память ребенка
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. Не только психологи, но и родители, и во ...
Проблема обозначенная взрослым
Мальчик в возрасте 10 лет находиться в состоянии повышенной агрессии, раздражительности к окружающим. Часто присутствуют конфликты с родителями (мамой, папой), с бабушками и дедушкой и другими детьми. Проявляет чувство озлобленности к окружающим. Агрессивно воспринимает любую критику или отказ в чем-либо. Может в грубой форме ответить н ...