В следующем разделе, "Кросс-культуральные исследования", Эриксон выступает как социальный антрополог, демонстрируя взаимодействие между историей, средой, семьей, деревней и мифом.
По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.
В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Он привлекает внимание к географическому положению и обществу для объяснения существенных различий между ними. Расширение Эриксоном наших представлений о развитии и характере людей с привлечением культуры, является, пожалуй, одним из наиболее важных вкладов ученого, выдержавших испытание временем.
В отличие от Фрейда, который рассматривал культуру как набор запретов, хотя и несущих цивилизацию, Эриксон описывал культуру, как живую и питательную среду, необходимую для идентичности и личностной самореализации. Размышления о жизненном цикле дают читателю возможность познакомиться с наиболее признанным аспектом теоретической работы Эриксона. Предложенные им восемь стадий развития можно найти в каждой книге по психологии Западного мира. И хотя споры относительно точности этих стадий продолжаются и сегодня, видение Эриксоном развития как процесса, продолжающегося в течение всей жизни, позволило психоаналитикам отказаться от фаталистического взгляда Фрейда, убежденного, что характер устанавливается в возрасте 5 лет, и дает нам неувядаемую надежду, в настоящее время хорошо укоренившуюся, что развитие непрерывно (жизнь после Эдипа), с его риском, неудачами и триумфами. Раздел "Портретные зарисовки" содержит восемь коротких эссе и пять рисунков. Это личные воспоминания друзей Эриксона, многие из которых внесли свой неоценимый вклад в развитие нашей цивилизации. Среди счастливых героев словесных и художественных портретов Пол Тиллич, Питер Блос, Рут Бенедикт и Роберт Найт. Эриксон был мастером распознавания и описания успешных столкновений творческих личностей и периодов их кризиса: историческое величие приходит, если индивидуальные решения находят универсальное применение.
Последний раздел, "Очертания человеческого потенциала", наполнен оптимизмом, интересом и участием.
"Посадка на Луну", представленная в Гарвардском университете в 1969году, прославляет покорение человечеством космоса и предупреждает, что если " каждый рожденный ребенок . не будет воспитан так, чтобы чувствовать себя дома в своем теле, душе и ощущениях . все посадки где-либо в другом месте останутся лишенными основания". Читая Эриксона сегодня, с нашим акцентом на количественных исследованиях, мы лучше всего можем понять, что именно его интуитивный гений и художественное видение привели наших исследователей к тем рубежам, которые сейчас исследуются эмпирически. Он был великим созерцателем человеческой природы и культуры и создателем теории. Дар Эрика Эриксона как художника, психолога, аналитика, писателя, антрополога и социального философа едва ли можно сравнить с чьим-то еще.
Он был блестящим поборником эго-психологии, понятия идентичности и непрерывного развития в течение всех жизненных сезонов. Мы должны быть признательны ему за дух оптимизма, который вдохновляет нас верить в то, что существование не является фатальным, что мы можем изменять его, следуя по жизненному пути.
Общие вопросы формирования личности
Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в в ...
Исследование представлений об идеальном родителе у женщин, имеющих и не
имеющих детей
Анализ исследований в рамках темы родительства показывает, что отсутствует разработанная психологическая концепция родительства, на основе которой психолог мог бы работать с родителями. Большинство исследователей ориентированы на рассмотрение собственно детско-родительских отношений, в то время как самосознание и Я-концепция родителя ос ...
Индивидуальные свойства личности
Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника
Флегматический темперамент: Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедле ...