Ключевым событием последнего времени стало обсуждение преимуществ и ограничений психометрических тестов в 2009 г. в одном из основных психологических изданий. Как результаты, так и сам факт возникновения дискуссии свидетельствуют о возрождающемся интересе ученых к проблемам психометрического измерения способностей и возможности использования полученных показателей для прогнозирования успешности человека в тех или иных видах деятельности. Первоначальная валидизация тестов способностей производилась именно на основании сопоставления полученных тестовых показателей с показателями успешности, преимущественно – учебной деятельности детей школьного возраста.
Современные исследования в рамках зарубежной психологии образования показали, что показатели по интеллектуальным тестам могут являться значимыми предикторами успешности обучения (Furnham, Chamorro-Premuzic, 2009). Актуальным в них стало рассмотрение необходимости расширения традиционных взглядов на интеллект и включения в предсказательные модели таких способностей, как креативность и практический интеллект (Стернберг и др., 2009). Проводимые отечественными психологами исследования включают преимущественно анализ связи академических способностей с показателями успешности обучения детей школьного возраста, тогда как студенческие выборки как бы «выпадают» из поля зрения исследователей.
Целью нашего исследования стала апробация новой тестовой батареи, предполагающей комплексную оценку академических, практических и творческих способностей и анализ связи этих показателей с успешностью обучения студентов.
Испытуемыми стали 464 чел-ка (373 жен., 91 муж.), средний возраст 21 год. Из них 56 чел. - студенты факультета биоинформационных технологий, 408 чел. – студенты факультета психологии МГУ им. Ломоносова.
Методика. Нами апробировалась тестовая батарея ROADS (Григоренко, Корнилов, 2007), направленная на измерение показателей Флюидного, Вербального и Практического Интеллекта, а также Вербальной Креативности. Для оценки ее конвергентной валидности были использованы Тест Структуры Интеллекта Р. Амтхауэра, Тест Отдаленных Ассоциаций С. Медника (Дружинин, 2008) и методика «Прерывание видеоклипов» (Степаносова, Корнилова, 2009). В качестве показателя успешности обучения для каждого испытуемого был выбран средний экзаменационный балл за 3 последние сессии. Для оценки ретестовой надежности 32 студента были повторно протестированы по тестовой батарее ROADS с интервалом 1 год.
Они свидетельствуют об удовлетворительных психометрических свойствах субтестов на вербальный интеллект, практический интеллект и креативность. Низкие показатели внутренней согласованности для субтестов на флюидный интеллект скорее свидетельствует о том, что для основной выборки студентов-гуманитариев большая часть заданий этих субтестов оказалась слишком сложной. Ретестовая надежность оказалась более высокой для субтестов на вербальный интеллект, чем на практический интеллект, что соотносится с теоретическими положениями наших зарубежных коллег (Стернберг и др., 2002), рассматривающих этот вид способностей как наиболее динамичный и зависящий в развитии от накопленных неявных (таситных) знаний, уровень которых растет по мере профессионализации.
Примечательным выглядит тот факт, что был получен удовлетворительный показатель ретестовой надежности и для субтеста на вербальную креативность, что редко для известных зарубежных исследований. Анализ конвергентной валидности показал ожидаемую умеренную связь шкал теста ROADS со шкалами теста Амтхауэра и показателями вербальных прогнозов в методике «Прерывание видеоклипов». Для шкалы практического интеллекта это означает наличие общих механизмов прогнозирования как в сфере обучения (субтест ROADS), так и в других сферах жизнедеятельности.
Выделение критериев зрелости личности на основе опросника
В основе проведенного исследования лежит концептуальная модель рефлексивности личности Семенова И.Н. (1990, 2000).
Содержательному (SP = Substantial Parameter) (от 12 до 28 баллов)
Порядку целей (OO = The Order of Objects) (от 0 до 24 баллов)
Соотношению жизненных и профессиональных целей (RLPO = The Ratio of Life and Professional Ob ...
Тест «Цветовых отношений»
Позволяет выявить эмоциональный компонент в отношении к знакомым людям для исследуемого ребенка. Цвета, которые применяются для данного теста те же, которые используются для теста Люшера, но интерпретация цветов уже по отношению не к объекту, а к его окружению.
Данный тест, как и тест Люшера имеет те же достоинства. ...
Завершение конфликта
На пике конфликта произошло осмысление участником конфликта своих жизненных позиций, что привело к выбору между двумя противостоящими сторонами
В послеконфликтном периоде
Произошла нормализация отношений с семьей и остались неблагоприятные воспоминания о начальстве.
Данный конфликт можно отнести к нравственному и неврастеническому ко ...