Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Психодиагностические методы и методики
Страница 1

Материалы » Методы исследования эмоциональной сферы школьников » Психодиагностические методы и методики

Применение психодиагностических методик в практике работы с детьми школьного возраста может оказать неоценимую помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания.

Диагностические методы дают возможность при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или иную сторону.

Отечественная детская психология исходит из тесной взаимосвязи обучения и умственного развития. При этом обучение играет ведущую роль в психическом развитии.

Диагностика умственного развития должна определить реальный уровень достижений ребенка, так как без этого невозможно оценить подлинную эффективность различных педагогических систем, методов и приемов, применяемых на практике.

Применение диагностических методик необходимо также для изучения закономерностей формирования различных психических качеств и способностей.

В основе диагностики детей лежит понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Это положение было выдвинуто и экспериментально обоснованно А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, В.В. Холмской и др.

Существуют определенные правила тестирования

1. Прежде чем приступить к тестированию, педагог должен тщательно ознакомиться с методикой испытания, т.к. иногда очень незначительные затруднения, испытываемые педагогом в момент испытания и замеченные ребенком способны исказить результаты.

2. Формулировка вопроса, продолжительность времени для ответа должны быть одинаковы для всех испытуемых.

3. Перед тестированием объяснить ребенку, что от него требуется, убедиться, что он понимает задачу.

4. Если педагог видит, что ребенок не дает ответа и это не зависит от смущения или непонимания вопроса, то надо остановиться и перейти к следующему тесту.

5. Испытание проходит в естественной для ребенка обстановке, т. е. у него не должно быть боязни, недоверия, подавленности. Педагог - спокоен, ровен, выдержан, не дает никаких порицаний за неудачные ответы.

6. Педагог учитывает, что отдельные стороны интеллектуальной деятельности у различных детей бывают неодинаково развиты. Тесты не должны применяться механически. Они требуют учета всех обстоятельств, обнаружившихся в испытаниях. Результаты зависят от индивидуальных особенностей детей.

7. В том случае, когда ребенок с легкостью выполняет задания своего возраста, предлагайте ему тесты следующего возраста.

8. Если большая часть тестов выполнена ребенком, он соответствует уровню развития для данного возраста. Но педагог должен обратить внимание на то, какие психофизические факторы у ребенка развиты меньше, и направить свои усилия на их развитие. Если же большая часть тестов не выполнена или выполнена с ошибками - это сигнал тревоги: мало внимания уделяется развитию умственных способностей ребенка[1].

Только при соблюдении всех этих правил возможна диагностика детей.

Для диагностики используются различные психологические методики, которые должны отвечать возрасту детей и исследованию именно той сферы, из-за которой и необходимо тестирование.

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Основные требования, которые предъявляются к методам – это требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятиях, действительно существует. Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка»[2].

Страницы: 1 2


Моделирование.
Если кто-то может сделать это, каждый сможет сделать это. Это основа моделирования. Моделирование в большей степени касается того, «как», чем «почему». Есть шутка о том, что НЛПеры, начиная беседу, говорят не «Как поживаете?», а «Как вы это делаете?». Моделирование – это состояние любопытства и самоотверженности. Это желание слушать, см ...

Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам
В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в системе «семья - ребенок» обусловлена задачами и актуальными потребностями каждого возраста. Семья явля ...

Выявление взаимосвязи между чертами личности и характеристиками почерка
Многолетняя практика позволила графологам заметить определенные закономерности в почерке, их обусловленность личностными особенностями человека. В последнее время графология становится более известным и используемым методом получения информации о психологических особенностях сотрудника, но метод анализа личностных характеристик человека ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru