воображение дошкольник недоразвитие речь
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 4 Количественные данные по результатам методики «Плохое и хорошее»
Исходя из данных, представленных на рисунке 4, следует, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей не смогли дать эмоциональную оценку той или иной картинке самостоятельно, испытывали значительные затруднения в процессе выполнения данного задания: особенно трудности возникали при работе с сюжетными картинками и с картинками, изображающими настроения персонажей.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 5. Количественные данные по результатам методики «День рождение у Куклы Маши»
Опираясь на данные, представленные на рисунке 5, следует, что 62,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 25% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей быстро и правильно создавали рисунки предметов из линий. Во время выполнения задания комментировали каждый рисунок. Пользовались различными цветами карандашей. Такие данные также наглядное свидетельство того, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие воссоздающего воображения приближено к норме.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 6. Количественные данные по результатам методики «Нелепица»
Данные, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о том, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Таким образом, большинство испытуемых при выполнении данной методики испытывали значительные затруднения в ходе рисования несуществующего животного, многие не могли подобрать, придумать название, или дать развернутый и оригинальный ответ на вопросы экспериментатора. Выполняли задание при помощи взрослого, в большинстве случаев помощь являлась эффективной. В связи с тем, что целью данной методики было выявление уровня творческого мышления, можно сделать вывод о том, что у детей, имеющих ОНР, наблюдается некоторое отставание в развитие творческого воображения, возникают существенные трудности при придумывании образов.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 7. Средние количественные данные по результатам всех диагностических процедур
Как видно из рис. 7, 37,5% детей показали оптимальный уровень – правильно поняли инструкцию с первого предъявления, быстро выполняли предложенные задания, без ошибок или с незначительными неточностями; были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями. Наблюдалась высокая работоспособность. Давали развернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки таких детей были оригинальными как по тематике и сюжету, так и по цветовому решению.
50% детей показали средний уровень - понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляет методика 5, почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Таким детям требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, они выполняли задание. Дети были, не всегда активны, редко проявляли интерес к работе, давали неразвернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки не отличались оригинальностью, как и по тематике, так и по цветовому решению.
12,5% - низкий уровень - характеризуется упрощением инструкции к заданиям, многократном ее повторении, большим количеством времени на выполнение предлагаемых методик. В некоторых случаях инструкцию не понимают, даже при многократном её предъявлении (более трех раз). При выполнении каждой методики допускаются серьезные ошибки. Дети в процессе работы были малоактивны, инертны, не проявляли интерес при выполнении заданий, не способны были выполнить методики самостоятельно, не всегда могли принять предлагаемую им помощь, которая по этой причине являлась малоэффективной. Словесные комментарии при выполнении методик отсутствовали, наблюдалась эхолалическая речь.
Агрессия в детском и подростковом возрасте: причины, особенности, способы
коррекции в рамках психологического и семейного консультирования
Осознание причин нарастания агрессивного поведения, изучение основных факторов агрессии - первое условие для того, чтобы попытаться перейти к социальной коррекции такого поведения. Конкретно же, это особенно необходимо для дальнейшего совершенствования всей педагогической практики. Работа с постоянно нарастающей агрессией, прежде всего, ...
Что такое стресс?
В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом силь ...
Особенности взаимодействия новых сотрудников
В классической и современной отечественной и зарубежной психологии проблема межпоколенного взаимодействия рассматривается преимущественно в системе семейных отношений (R. Beavers, G. Bodenmann, J. Lewis, H.I. McCubbin, G. Vaillant, А.И. Афанасьевой, Л.Н. Когана, И.С. Кон, Б.С.Павлова, А.В. Толстых, Ю.А. Хамитова). Однако, мало исследует ...