воображение дошкольник недоразвитие речь
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 4 Количественные данные по результатам методики «Плохое и хорошее»
Исходя из данных, представленных на рисунке 4, следует, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей не смогли дать эмоциональную оценку той или иной картинке самостоятельно, испытывали значительные затруднения в процессе выполнения данного задания: особенно трудности возникали при работе с сюжетными картинками и с картинками, изображающими настроения персонажей.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 5. Количественные данные по результатам методики «День рождение у Куклы Маши»
Опираясь на данные, представленные на рисунке 5, следует, что 62,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 25% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей быстро и правильно создавали рисунки предметов из линий. Во время выполнения задания комментировали каждый рисунок. Пользовались различными цветами карандашей. Такие данные также наглядное свидетельство того, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие воссоздающего воображения приближено к норме.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 6. Количественные данные по результатам методики «Нелепица»
Данные, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о том, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Таким образом, большинство испытуемых при выполнении данной методики испытывали значительные затруднения в ходе рисования несуществующего животного, многие не могли подобрать, придумать название, или дать развернутый и оригинальный ответ на вопросы экспериментатора. Выполняли задание при помощи взрослого, в большинстве случаев помощь являлась эффективной. В связи с тем, что целью данной методики было выявление уровня творческого мышления, можно сделать вывод о том, что у детей, имеющих ОНР, наблюдается некоторое отставание в развитие творческого воображения, возникают существенные трудности при придумывании образов.
Кол-во учащ-ся (%)
Уровни развития воображения
Рис. 7. Средние количественные данные по результатам всех диагностических процедур
Как видно из рис. 7, 37,5% детей показали оптимальный уровень – правильно поняли инструкцию с первого предъявления, быстро выполняли предложенные задания, без ошибок или с незначительными неточностями; были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями. Наблюдалась высокая работоспособность. Давали развернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки таких детей были оригинальными как по тематике и сюжету, так и по цветовому решению.
50% детей показали средний уровень - понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляет методика 5, почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Таким детям требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, они выполняли задание. Дети были, не всегда активны, редко проявляли интерес к работе, давали неразвернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки не отличались оригинальностью, как и по тематике, так и по цветовому решению.
12,5% - низкий уровень - характеризуется упрощением инструкции к заданиям, многократном ее повторении, большим количеством времени на выполнение предлагаемых методик. В некоторых случаях инструкцию не понимают, даже при многократном её предъявлении (более трех раз). При выполнении каждой методики допускаются серьезные ошибки. Дети в процессе работы были малоактивны, инертны, не проявляли интерес при выполнении заданий, не способны были выполнить методики самостоятельно, не всегда могли принять предлагаемую им помощь, которая по этой причине являлась малоэффективной. Словесные комментарии при выполнении методик отсутствовали, наблюдалась эхолалическая речь.
История изучения феномена
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, работавший в альтернативной службе медицинской помощи, для характеристики психологического состояния людей хелперских профессий (от английского help - помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапе ...
Индивидуальные стили деятельности учителей начальных классов
Современная система образования нуждается в обновлении и преобразовании. Необходимость перестройки школьного образования вытекает из того, что современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальных, нравственных, творческих индивидуумах, способных брать на ...
Склонности
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной де ...